Удаление старого лакокрасочного покрытия с металла – та еще проблема! Многие из тех, кто сталкивался с необходимостью очистки металлических поверхностей от краски, знают насколько это сложно сделать. Основываясь на личном опыте и экспериментах, проведенных специально для этой публикации, мы хотим представить вам рекомендации о самых оптимальных способах удаления старой краски с металла своими руками.
Основные способы
Перед подготовкой этой статьи команда канала «Муравей» постаралась на личном опыте опробовать все варианты снятия старого лакокрасочного покрытия с металла, доступные в домашних условиях для рядового обывателя.
Ручной способ:
- шпатель;
- скребок;
- наждачная бумага.
Механический способ:
- угловая шлифовальная машинка с проволочным диском;
- этот же агрегат с лепестковым наждачным диском.
Химический способ:
- бензин;
- газовая горелка;
- специальный гель-смывка.
Вот те средства, которые были нами испытаны. Кончено, этот список не является полным, но в нем учтены самые распространенные варианты. Возможно, наши читатели также поделятся личным опытом в этой сфере в комментариях к этой статье. Мы же, прежде чем перейти к основной части, хотели уделить пару абзацев нескольким важным вещам.
Что стоит учитывать перед началом
Любое лакокрасочное покрытие, нанесенное на металлическую поверхность, с течением времени приходит в негодность. Интенсивность его порчи обусловлена качеством красящего сырья, степенью соблюдения правил нанесения, рекомендованных производителем, воздействием внешних факторов – солнечного света, влаги, механических повреждений и т.д. Учитывая это, можно прийти к заключению, что общего универсального способа снятия старой краски, эффективного во всех случаях, просто не существует. В этом мы убедились на собственном опыте.
В качестве эксперимента, была очищена металлическая поверхность старого забора от краски, площадь которого составляла около 30 м.кв. В данном случае, даже на одном объекте очистки, на различных его участках, были эффективны разные методы. Их побор может стать проблемой. Чтобы её избежать, необходимо быть готовым комбинировать отдельные способы, для достижения наилучшего результата.
А теперь давайте перейдем к основной части данной публикации!
Ручной способ
В ходе эксперимента мы опробовали несколько ручных инструментов, которые обычно использую для удаления старой краски с металла. Некоторые из них оказались совершенно бесполезными, а другие показали себя с хорошей стороны.
Первым был малярный шпатель (рис. 1)
Он оказался самым слабым звеном, так как с его помощью было очищено около 20 см. кв. Далее он пришел в негодность – углы скруглились, а кромка окончательно затупилась. Конечно, его можно было бы заточить, но учитывая скорость, с которой он тупится, время на заточку превысило бы время его работы.
Далее мы применили малярный скребок (рис. 2)
Этот инструмент предназначен для удаления старых покрытий – красок, извести, шпаклевки и т.д. Его чистящей кромкой являются сменные лезвия, которые обычно вставляются в строительные (канцелярские) ножи. Подобные скребки отличаются ширине рабочей грани и длине рукояти. Опытным путем мы выяснили, что ширина не имеет особого значения, а длина рукоятки – очень важный параметр. Её оптимальна величина – 50-60 см. При таких показателях снижается нагрузка на предплечье и используется максимальный процент физических усилий.
Однако ряд недостатков этого инструмента побудил нас отказаться от него уже на начальной стадии работы. Главный его минус – необходимость в частой смене лезвий. Сам процесс замены прост, но количество необходимых лезвий стремиться к бесконечности. Еще один отрицательный момент – высокая острота нового лезвия приводит к тому, что оно втыкается в металл очищаемой поверхности. При незначительном изменении угла наклона скребка, его кромка начинает сглаживать край старой краски, что полностью стопорит работу. Поймать оптимальный угол чрезвычайно сложно.
Так, поработав этим скребком, и очистив с его помощью около 1 м. кв. мы перешли к использованию следующего средства – наждачной бумаги.
Наждачная бумага (рис. 3)
Желание снимать старую краску шкуркой отпало через пять минут после начала. Бумага даже самой крупной зернистости быстро забивалась, не причиняя лакокрасочному покрытию значительного вреда. Физические нагрузки, при этом, достигали критических отметок! Разочаровавшись, мы перешли к более тяжелой артиллерии – автоматизированной механической очистке.
Механический способ
В качестве основного инструмента мы взяли УШМ – угловую шлифовальную машинку, называемую в народе «Болгаркой». Первой насадкой был выбран диск с проволочными элементами. Прошлый опыт подсказал нам, что не стоит использовать подобные диски стаканообразной конфигурации. Поэтому в дело пошел круг с лучевым расположением проволочных «косичек» (рис. 4)
Важно: подобный способ может быть применен только при наличии всех средств индивидуальной защиты – очков, респиратора, перчаток и робы с длинным рукавом.
Вращающиеся проволочные «косы» довольно резво сбивают старую краску с металла. Это происходит наиболее эффективно, если держать «болгарку» так, как её держат при пилении железа отрезными кругами. Соприкосновение насадки с краской должно происходить на границе с чистым металлом. Данный способ радовал нас своей эффективностью в течение нескольких часов. Затем ситуация ухудшилась.
Так как направление вращение вала УШМ неизменно, проволочные элементы диска-насадки неизбежно зализались. Когда это произошло, производительность существенно снизилась. Теперь, чтобы снять краску, было необходимо долго водить инструментом на одном месте. И это была не единственная проблема.
Проволочные волоски, скрученные в «косы» со временем выбиваются из общей массы – каждый по отдельности. Это приводит к смещению центра тяжести, что во время вращения создает сильное биение. После десяти минут работы вибрирующей «болгаркой», в руках появляется отчетливое ощущение болезни Паркинсона. Чтобы увеличить производительность был задействован новый элемент – лепестковый наждачный диск (рис. 5)
Результаты его работы поначалу ошеломили нас. Мы даже подумали о том, что зря не использовали его раньше. Однако счастье продлилось недолго. На высоких оборотах наждачная основа быстро изнашивалась. Причем делала она это не равномерно, а ближе к внешнему краю диска. Это было так, потому что «болгарка» постоянно находилась под небольшим углом к очищаемой поверхности. Приложить же диск к металлу «плашмя» не удавалось, так как это приводило к тому, что инструмент норовил вырваться из рук, а шлифовка краски проходила очень неравномерно. Через десять минут работы этот способ отпал сам собой.
Химический способ
Использовать бензин для смывки старой краски нецелесообразно и дорого. Конечно, если её кусок бросить в закрытую емкость с бензином, он её растворит. Но на открытой поверхности автомобильное топливо испаряется чрезвычайно быстро. По этой причине все его свойства становятся бесполезными.
Далее под нашу руку попалась портативная горелка с прикрепляемым к ней газовым баллончиком. Так как мы не смогли определить к какой категории отнести данное средство, то решили оставить его в разделе химических способов (рис. 6)
Горелка показала себя весьма достойно. Главное её преимущество перед паяльной лампой – отсутствие необходимости постоянно поддерживать давление. Также температура горения её пламени значительно выше, как нам показалось. Из недостатков же можно отметить узкую рабочую область. Пламя подается на поверхность точечно, в результате чего захватывается меньшая площадь старой краски.
Данный способ особенно эффективен, если металл покрыт краской в один слой. Если же их больше, то начинают возникать трудности – верхний слой сгорает и ужасно дымит, а тот, что под ним просто размягчается. В результате мягкая масса размазывается по металлической поверхности, как пластилин. После этого её еще сложнее очистить. Тут стоит уточнить, что данный способ эффективен только при его комбинировании с другим, например, механической очисткой при помощи скребка.
Горелку мы тоже оставили на потом, так как баллончик у нас был один, и дышать продуктами сгорания мы не хотели. После этого перешли к самому ХИМИЧЕСКОМУ способу в нашем списке. Для этого был приобретен гель-смывка для краски (рис. 7)
Оказалось, что это очень ядрёная штука! Одни её пары чего стоят. Настоятельно не рекомендуем вам их вдыхать. При попадании на отрытые участки тела, мгновенно вызывает сильное жжение. Что будет, если одна капля попадет в глаз, мы выяснять не стали. Если вы будете использовать данное средство, обязательно одевайте одежду, закрывающую все тело, защитные очки и респиратор (если после эпидемии COVID-19 вы сможете его где-то найти).
Этот страшно химический гель был нанесен на участок покрытия в строгом согласии с инструкцией, напечатанной на этикетке. Для увеличения эффекта, намазали даже чуть-чуть больше. Стали ждать. По прошествии 15 минут на поверхности старой краски появились вспучивания – то, о чем и писал производитель в своей рекомендации. Расценив это, как знак, мы принялись за очистку, комбинирую химический способ с ручным.
Стоит сказать, что эта химия действительно работает. Она ужасно едкая и размягчает краску. Однако старая краска тоже не промах – держится до последнего. Так как в нашем случае металл был покрыт двумя слоями краски, суммарный возраст которых превышал, наверное, двенадцать лет, гель-смывка разъела только верхний, да и то не везде. Там где он был толще, эффект не наблюдался. Видимо нужно было наносить химию еще раз и ждать новые пятнадцать минут, что нас не устраивало по причине увеличения расхода геля (он не дешёвый) и нехватки времени.
Выводы
Итак, вы может видеть, что в целом ни один и способов не был признан нами абсолютным фаворитом. Единственное к чему мы пришли – это то, что их нужно комбинировать в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации. Но, не смотря на общее разочарование, мы все же извлекли полезные уроки, которые точно помогут вам удалить старую краску с металла наилучшим образом.
Своими выводами мы поделимся ниже.В первую очередь хотели заверить вас, что удалить старое лакокрасочное покрытие с металла возможно. Но, сил, времени и терпения, придется потратить уйму! Еще мы заметили интересную зависимость КПД от длины рукоятки механического скребка, но об это далее.
Подробнее об этом
Как уже упоминалось, магазинный скобок со сменными лезвиями был не очень эффективен. Поэтому, в какой-то момент мы решили изготовить собственный. Для этого мы взяли старый (очень старый) навес от ворот. Он представлял собой металлическую платину примерно 5х30 см. (рис. 8)
Мы отпилили от нее шарнирную часть и сделали угловую заточку на подобии угловой стамески (рис. 9).
Именно этим скребком была выполнена большая часть работы, в том числе и в сочетании с другими способами. Тут главной нашей ошибкой было то, что мы не претворили в жизнь идею, которая посещала нас неоднократно – приделать к этому скребку деревянную рукоять, так как его самостоятельная длина составляла 20-25 см. Только проделав примерно 70% работы, мы все же прикрутили к скребку небольшую рейку с прямоугольным сечением. Общая длина инструмента составила примерно 70 см. (рис. 10).
После этого эффективность работы повысилась в разы! Стало очевидно, что при такой длине усилие, передаваемое на режущую кромку скребка, наиболее высокое. Это значительно облегчило всю работу. К тому же мы использовали самодельный инструмент в сочетании с горелкой и гелем-смывкой.
Импровизированное лезвие тоже часто теряло свою остроту, однако, это происходило реже, чем с магазинными лезвиями. Чтобы не снижать темпов работы мы держали под рукой болгарку с диском по металлу. Как только на режущей кромке появлялись задиры, их снимали при помощи УШМ.
Еще одна хитрость, на которую мы пошли – это увеличение прочности нашего резца. Для этого он был раскален докрасна горелкой, и опущен в воду для закаливания. Как нам показалось, тупиться он стал реже.
Итак, главный вывод:
Наиболее эффективным для снятия старой краски своими руками с металла, является ручной скребок, используемый в комбинации с химическими методами. Подобное сочетание ускорило работу и облегчило физические нагрузки.
Конечно, в вашем случае условия данной задачи могут отличаться. Однако мы уверены, что наш эксперимент, и выводы, которые мы сделали, помогут при снятии старого лакокрасочного покрытия. Если эта статья действительна была полезна, или просто заинтересовала вас, и вы дочитали ее до конца, пожалуйста, поставьте ей свою оценку в виде пальца вверх. Для нашего проекта это будет очень ценно и поможет нам развиваться дальше. Также пишите свои комментарии по поводу выводов, сделанных нами, делитесь свои опытом и, конечно, критикуйте!