Добрый день, дамы и господа. В этой статье Мы продолжим рассказывать про научно-популярные журналы двадцатого века. В своё время они определяли мечтания и фантазии людей. Рассказы, напечатанные и опубликованные в этих журналах, могут дать оценку тому, что человеку многое подвластно. Как говорил Хьюго Гернсбек:
«Экстравагантная выдумка сегодня - холодный факт завтра»
Многие спросят, а кто такой этот Хьюго Гернсбек и почему Мы приводим его цитату. Если в кратко, то он главный редактор многих известных научно-популярных журналов в США в прошлом веке. Если описать в нескольких словах, то человек, который помог многим людям привить любовь к литературе. Да, научно-популярной. Но не стоит думать, что она второсортная. Не каждый фермер после тяжелого рабочего дня захочет сесть читать Шекспира, Гёте или Гомера. Все Мы любим порой отвлечься от жестокой реальности и помечтать об удивительных местах и контактах с иной жизнью в таинственной, неизведанной галактике. Все это и даже больше можно было найти в журналах под редакцией Гернсбека. В прошлой статье Мы уже рассказали про три журнала, в одном из которых главным редактором был Хьюго Гернсбек (Amazing stories). Ссылка на эту статью.
Теперь же познакомимся поближе с другими научно-популярными журналами.
«Science Wonder Stories»
«Science Wonder Stories» научно-популярный журнал, основанный Хьюго Гернсбеком после того, как его компания обанкротилась и он утратил контроль над своим журналом «Amazing Stories».
Издательской компанией выступила Stellar Publishing Corporation, редактором де-юре Гернсбек, но де-факто Дэвид Лассер. Обложки делал небезызвестный к тому времени уже Фрэнк Р. Пауль. Яркие, завораживающие, цепляющие. Половина успеха популярности этого журнала принадлежит им. Журнал выпускался всего два года и покупка одного номера обошлась бы Вам в то время в 25 центов. Первый выпуск вышел в июне 1929 года, а последний в 1930, после чего журнал «Science Wonder Stories» был слит с другим журналом «Air Wonder Stories».
Все номера журнала, выпускавшиеся в 1929 году.
Все номера журнала за 1930 год.
Хотя журнал выпускался всего два года, но не стоит недооценивать его значимость. Существует мнение, что сценарий к культовому фильму «Матрица» 1999 года братья Вачовски написали на основе одного из рассказов, опубликованных в майском выпуске 1930 года. Более подробно об этом можно прочитать по данной ссылке.
«Air Wonder Stories»
Это тоже научно-популярный журнал, но уже с более узкой тематикой. А именно - воздушная научно-популярная фантастика. Здесь публиковалась фантастика о полетах в атмосфере и, реже, за ее пределами.
Редактором был все тот же Гернсбек. Тематика «воздушных полетов» была популярна в то время из-за таких журналов, как «Air Stories» и «War Birds». В этих журналах печатались рассказы о приключениях летчиков во время Мировой войны. Разумеется, в этих новеллах присутствовали элементы фантастики.
Все номера журнала, выпущенные в 1929 году.
Все выпуски журнала за 1930 год.
Однако, у любителей фантастики в целом тема «воздухоплавания» не нашла всеобщей любви, и в 1930 году журнал объединился с «Science Wonder Stories». После слияния новый журнал публиковался под новым названием «Wonder Stories».
«Wonder Stories»
Как уже упоминалось в статье, данный журнал произошёл от слияния ранее издававшихся журналов «Air Wonder Stories» и «Science Wonder Stories». Первый номер вышел в июне 1930 года.
Журнал оказался достаточно конкурентноспособным уже успевшему стать мастодонту «Amazing Stories». Большая часть заслуги принадлежит Дэвиду Лассеру, ассистенту Гернсбека, который, однако, и выполнял все обязанности редактора журнала. Дэвид считал, что публиковавшаяся фантастика под редакцией Гернсбека имела узкую направленность и не находила интереса у массового читателя. Дэвид Лассер попросил публиковавшихся в журнале писателей перестать писать о «космической опере», рассказах о гигантских насекомых и победе героя над очередным космическим чудищем. Он писал:
«В научной фантастике следует придерживаться реалистического подхода в том, что касается реакции персонажей, индивидуальной и групповой, на открытия и изобретения. Развитие сюжета должно быть рациональным, хотя и не в ущерб драматическому построению, описанная ситуация оставаться убедительной, а персонажи должны иметь личностные характеристики. Другими словами: позвольте себе в рассказе одно фундаментальное допущение — что возможно какое-то изобретение или открытие, — а затем покажите, какие логические и событийные последствия оно может иметь для мира, а также то, чем это обернётся для участвующих в сюжете персонажей. Современный научно-фантастический сюжет не обязательно должен быть всемирно-эпическим. Скорее он должен углублённо показывать какой-то конкретный этап развития будущей цивилизации.»
Лассер поощрял попытки писателей придумать истории, в которых поднимались темы роли полов в будущем, нарушения негласных ограничений - это тема религии, становление под сомнения социальных запретов. Как следствие, усилия Лассера привели к заметному росту художественной составляющей публикующихся рассказов, общее взросление жанра научно-популярной фантастики.
Но радужные дни заканчивались, а на горизонте появилась чёрная туча. Депрессия охватывала все новые области экономики США, финансовые трудности обременяли Гернсбека, а потому было принято решения уволить Дэвида Лассера. На его место взяли новичка Чарльза Д. Хёнига, не имевшего никакого опыта, но знавшего хорошо фантастику. Хёниг сделал попытку усилить редакционную политику журнала, которое позже приведёт к краху. Он объявил, что будет принимать для публикации только совершенно оригинальные произведения с не избитыми идеями и сюжетами. Разумный подход имел несколько недостатков. Во-первых, конкуренты платили больше, а потому сначала новые рассказы поступали на рассмотрении к ним. Во-вторых, Хёниг был искушённым читателем, зная много историй, он отвергал те рассказы, которые, как он считал, был избитыми и «исхоженными вдоль и поперёк». Но 90% читателей журнала не были на столько подкованными и многие из отсеянных рассказов им заходили на ура. Отсеянные рассказы публиковались у конкурентов, отсюда падала прибыль журнала и в без того сложных финансовых делах. За время работы Хёнига можно упомянуть несколько неплохих рассказов, опубликованных в «Wonder Stories», ну и ставшую мировым бестселлером «Марсианскую Одиссею».
Так как дела шли все хуже и хуже, то Гернсбек принимает решение о сокращении данного журнала. Сначала выпуски выходили раз в два месяца, а выпуск за март-апрель 1936 года становится последним. После Гернсбек продаёт права на журнал компании Standart Magazines, которая в августе того же года, целиком переориентировав журнал на молодёжную аудиторию, возобновляет его выпуск под новым названием «Thrilling Wonder Stories».
«Wonder Stories», независимо от воплощения или издателя, теперь запомнились двумя значительными достижениями: открытием новых талантов и развитием (некоторые могут даже сказать, созданием) фэндома научной фантастики. В дополнение к представлению проверенных талантов ранней научной фантастики, таких как Рэймонд З. Галлум и Джон Скотт Кэмпбелл, «Wonder Stories» обеспечили путь к профессиональной публикации для многочисленных "новичков", таких как Рэймонд А. Палмер (1930), Клиффорд А. Симак (1931) и Рэй Брэдбери (1943, первая "сольная" история).
Как и в случае с удивительными историями, Гернсбек поощрял общение между своими читателями в форме колонок писем, конкурсов, конкурсов писателей, клубов и даже распространения информации о научной фантастике (НФ) во время "Недели научной фантастики". С помощью «Wonder Stories» Гернсбек создал одно из первых сообществ НФ-Лигу научной фантастики, которая, по мнению историка Майка Эшли, "сделала больше для фэндома научной фантастики, чем что-либо до или после этого."
На этом у нас все. Если Вам было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропустить ещё больше интересных и необычных историй. Всем спасибо за внимание и до новых встреч.