Доброе утро всем читателям! Спасибо, что Вы со мной) Сегодняшней статьёй будем завершать тему балов в Российской империи 19 века. Как и анонсировалось вчера, нынче мы поговорим о том, как была выстроена программа бала. Без танцев не обходилось ни одно великосветское мероприятие. Обучали дворянских детей танцам уже с 5-6 лет. Требовалось не только в точности исполнять все надлежащие "па", но и делать это изящно и грациозно. Под каждый танец, в зависимости от его строгости, предполагались определенные темы для разговоров.
Как правило, танцевальная программа бала начиналась после торжественного обеда. Если мы обратимся к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин", то найдём там следующие строки:
"Но чай несут. Девицы чинно
Едва за блюдечки взялись...
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
Обрадован музыки громом,
Оставя чашку чая с ромом,
Парис окружных городков,
Подходит к Ольге Петушков,
К Татьяне Ленский, Харликову,
Невесту переспелых лет,
Берёт тамбовский мой поэт,
Умчал Буянов Пустякову,
И в залу высыпали все,
И бал блестит во всей красе.
Первым танцем на великосветском балу был полонез. Он пришёл в Российскую империю из Польши ещё в первой половине 18 века. В среде русского дворянства танец получил прозвище "ходячий разговор". В полонезе, который представлял собой хождение парами по кругу в сопровождение игры оркестра, принимали участие практически все приглашенные на бал.
Следом шёл вальс, менее строгий и более стремительный танец. Интересно знать, что в 19 веке вальс считали несколько фривольным танцам. Чопорные представители светского общества считали недопустимым, когда кавалер слишком близко прижимает к себе партнершу и, забыв о приличиях, с безумной скоростью завлекал её в танец. Да и саму технику вальса многие считали весьма банальной. Может, и небезосновательно, ведь 200 лет назад вальс танцевали не в три "па", как мы сейчас, а в два по схеме "шаг назад - подставка - шаг вперед - подставка". Зато после вальса начиналось самое любимое...
"Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы...
Теперь не-то, И мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам,
Но в городах, по деревням
Ещё мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы...
Мазурка всегда была кульминацией и самой долгожданной частью бала. Для барышни было самым почётным оказаться приглашенной на мазурку. В этом танце она изящна и легка, буквально летает над паркетом, а для кавалера мазурка - это мощное испытание физической формы. Шиком мазурки считался мастерски исполненный прыжок антраша (партнер подпрыгивает и три раза ударяет каблуком о каблук). В 17-18 веках танец исполнялся со всей широтой русской души, даже чуть грубовато. Со временем правила светского этикета облагораживают столичную манеру мазурки, оставив её самобытность только провинциальным балам (о чём и говорят строки выше". А тем временем "Поэт конца мазурки ждёт и в котильон её зовёт"
Завершался бал легкой кадрилью. Самый душевный, самый воздушный танец, в котором между партнерами допускались подтрунивания, кокетство и даже танцевальная импровизация, что было категорически запрещено во всех других танцах. Именно во время кадрили дворяне переходили из строгости светских манер в более душевное общение, между кавалерами и барышнями завязывались начала романтических отношений, а между родителями обсуждались планы на брачные отношения детей.
Ещё недавно я обо всём этом рассказывала туристам с некоторой ноткой грусти от того, что балы ушли из нашей жизни. Но теперь, благодаря меняющемуся миру и росту доли интерактивной составляющей в экскурсионных маршрутах, в некоторых музеях и культурных центрах существуют мастер-классы и показательные балы. В Тверской области в том числе. Буду рада видеть у нас в гостях тех, кто не против примерить на себя дворянское платье и выучить несколько "па" из бравурной мазурки или строгого полонеза.
Всегда Ваша Наталья Датченко)