Пандемия и последующий за ней экономический кризис привели бизнес в состояние хаоса. Больше всего, конечно, досталось предпринимателям, задействованным в сфере услуг. По всей России число торговых точек сократилось на 57%, более 900 тысяч предприятий прекратили свою деятельность. Выжили только те, кто сумел быстро адаптироваться к новым требованиям.
В этом тексте мы постараемся рассмотреть 5 шагов для того, чтобы даже в период кризиса малый бизнес остался стоять на ногах.
Все изменилось
Пожалуй, главное, что бизнес должен понять – работать, как прежде больше не получится. Основные тенденции сегодня – это цифровизация, переход в онлайн и выстраивание удобной логистики.
Кроме того, в связи с кризисом нужно учитывать, что платежеспособность клиентов значительно сократится, а значит необходимо не только оптимизировать расходы и снижать издержки, но и разрабатывать продукты, ориентированные на потребителей с ограниченным бюджетом.
Однако не стоит слепо стремиться к максимально низкой цене и демпинговать до бесконечности. В этом случае у потребителей может сложиться мнение о низкой ценности предлагаемого вами товара или услуги. Лучшим решением здесь будет обосновывать снижение цены с помощью скидок и акций.
Несмотря на снижение издержек и урезание бюджетов, есть одна статья расходов, которую ни в коем случае нельзя сокращать – это рекламная поддержка. В период кризиса жизненно важно оставаться в поле зрения клиента, в противном случае его внимание может захватить ваш конкурент.
Каким должен стать бизнес?
Для того, чтобы пройти этот сложный путь с минимумом потерь, бизнес должен трансформироваться и стать по-настоящему современным. Его главными качествами должны стать: гибкость, умение одинаково хорошо работать онлайн и офлайн, умение найти способ регулярно общаться с клиентами с помощью одного из современных каналов связи (соцсети, мессенджер, e-mail).