О развале в отечественной медицине не говорит только ленивый. Отрасль последние годы постоянно находится под огнем критики – в связи с неумной оптимизацией, которая, без преувеличения, ударила по здоровью каждого россиянина. Примеров по стране – десятки, если не сотни тысяч. Не будем говорить о трагических врачебных ошибках, которые стоили жизни гражданину.
Есть такие примеры - да не один! - и в Хакасии. Стоит только вспомнить Абаканский перинатальный центр.
На этом фоне рассуждать о поддерживающей медицинской помощи, в которой остро нуждаются, инвалиды, пожилые люди, ветераны войны и труда, кажется даже удивительным. Однако эта категория населения скоро рискует и вовсе лишиться услуг бесплатной медицины. Ее своевременное оказание все больше зависит не от врачей, а от активности и заботы родственников пациента.
Конкретный пример: в Черногорске к сегодняшнему дню остался единственный (!) ветеран Великой Отечественной – Николай Дерновых. Всю войну он прошел рядовым. Был дважды ранен, контужен. Домой вернулся в 1947 году и 45 лет отработал в черногорской шахте №7.
9 Мая 95-летнего Николая Дмитриевича чествовали все, включая главу города Василия Белоногова. От президента РФ на счет солдата поступили 75 тысяч рублей, руководство СУЭКа оплатило материалы и работы по замене кровли на доме дедушки, администрация города выделила… 3 тысячи рублей.
Но дедушка просил о дополнительной медицинской помощи: ветеран ВОВ почти не слышит, слуховой аппарат – плохонький. Последние четыре месяца его донимают головокружения, сильные боли в руке: сказываются последствия инсульта. Родственники Николая Дмитриевича вышли на экс-заместителя главы Хакасии Константина Харисова.
Выяснилось, что единственный оставшийся в Черногорске ветеран не поставлен ни на какой специальный медицинский учет. Никто ему не звонит из медицинского учреждения, хотя бы раз в неделю. Не интересуется самочувствием и наличием необходимых лекарств. А ему нужна помощь узких специалистов – невропатолога и сурдолога (специалист по нарушениям слуха). Понятно, что в черногорской поликлинике их давно нет (последствия реформы здравоохранения). Да и обычный участковый – редкий гость в доме ветерана.
Надо отдать должное, на обращение Константина Харисова откликнулся главный врач Черногорской поликлиники Сергей Ржевский, пообещав прислать терапевта в 9-й поселок Черногорска, где живет ветеран.
И обещание выполнил: терапевт приехал на следующий день. Правда, с опозданием на два часа против назначенного времени.
«Лишней машины в поликлинике нет. Как дали, так и приехала», – устало пояснила врач заждавшимся родственникам Николая Дерновых.
Те, кстати, и не винили доктора: знают, как тяжело живется черногорской медицине. Доктор в доме — уже хорошо! Попросили назначить родственнику капельницы на дому: в прошлые годы после курса капельниц у него прекращались приступы головокружения.
– Не могу! И не просите! Нет у нас такой услуги, – отрезала врач. – Хотите капельницы, тогда в стационар. Случится что, я не намерена отвечать за жизнь вашего деда. Лишней медсестры, которая может контролировать капельницы в домашних условиях, в наличии нет.
На вопрос: «А кто же в больничной палате, присмотрит за 95-летним ветераном войны? В туалет сопроводит, в постели удобно уложит?», – пожала плечами. Родственники (сыновья и невестки), посоветовавшись с Николаем Дмитриевичем, от стационара отказались.
В итоге доктор ограничилась назначением курса внутривенных инъекций, выписав необходимые препараты. И умчалась – вызовов много. А родственники с рецептами уехали в аптеку. В общей сложности лекарства обошлись семье в 3500 рублей. Сумма оказалась больше, чем выделила администрация Черногорска единственному в городе ветерану войны к 75-летию Победы.
Интересно: если медицинской помощи приходиться добиваться ветерану ВОВ, то каково тогда обычным жителям Черногорска?
– Деньги для нас – не главное, – сказала одна из невесток Николая Дмитриевича. – Лишь бы жил, лишь бы не болел. Да, и пенсия у него позволяет не просить на лекарства с протянутой рукой. Мы ни на кого не обижаемся. Только сделайте так, чтобы до нашей больницы можно было дозвониться. И невропатолога бы нам на дом, понять, что с рукой: дорога в Абакан для него – тяжелое испытание. Все-таки 95 лет…
– Я обязательно ситуацию возьму на контроль. Случай – удивительный. Из разряда «Помним о ветеранах только 9 Мая», – сказал Харисов. – И с невропатологом решу.
Вообще, замечу: всем ветеранам тыла и труда, инвалидам необходима помощь медицины несколько в других объемах, чем они ее получают в городе сейчас. Оптимизация оптимизацией, но включение городских чиновников в жизнь Черногорска никто не отменял.
Кирилл Максимов