Найти в Дзене

История. Апостольский век (1 век)

Оглавление
Все апостолы в сборе
Все апостолы в сборе

Что такое апостольский век?

После того как Христос воскрес, и вознесся на небо — апостолы продолжили распространять повсюду его учение.

Потому этот век и называют апостольским. События данного века происходили в первом столетии (1 век).

Согласно Новому Завету, по требованию фарисеев, книжников и саддукеев-первосвященников Христа распяли, после этого его враги успокоились, они рассчитывали, что всё опасное галилейское движение, поднятое им — исчезнет.

Но не прошло и двух месяцев с того времени, когда был погребен и воскрес якобы "обманщик" как его ученики вблизи того места где распяли Христа, и где он был погребен - начали проповедовать что распятый был Мессией, и что он в течении сорока дней являлся им не раз, в своем истинном теле, что он с ними ел, пил и беседовал, а на сороковой день вознесся на небо у них на глазах.

После Пятидесятницы, пятидесятого дня после Пасхи, апостолы отправились на всемирную проповедь. Их опыт показал, что обращаемых язычников, во избежание культурного шока и резкого отторжения, не стоит связывать иудейским законом.
Первые десятилетия становления Христианства называют временем «иудео-христианства», когда Новозаветная Церковь ещё существовала внутри Ветхозаветной, а разногласия христиан с
хасидеями, саддукеями и фарисеями ещё не привели к окончательному расколу.

Кто такие эти люди, которые имели разногласия с христианами?

Хасидеи это религиозно-политическое течение эпохи Второго храма. В центре идеологии хасидеев стояло изучение Торы, искоренение идолопоклонства в Эрец-Исраэль и укрепление еврейского культового ритуала.

Саддукеи — выходцы из высших слоев иудейского общества, признают только закон Моисея, отвергают народные обычаи, накопившиеся за сотни лет, и отвергают постановления позднейших законоучителей. Их цель изоляция еврейского народа от иноземного влияния. Имели связи с властями, и пользовались своим влиянием в обществе.

Фарисеи — борцы за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами. Выступают за соблюдение внешних норм поведения, за что их обвиняют в ханжестве. Основная отличительная черта от саддукеев — это то, что они не против нововведений в религиозном плане. Фарисейские верования стали основополагающей, литургической и ритуальной основой раввинистского иудаизма.

Деяния апостолов

Информация об их действиях описана (как это ни странно) в книге Деяний Апостолов.

За этот короткий промежуток времени много всего произошло, например христианство и иудаизм разделились, началась глобализация Христианства, апостолы прошли через гонения, мучения и прочий ад, за веру в бога.

Как произошел раскол между Иудазмом и Христианством? Начнем с того что Иудаизм это как синоним Ветхого завета и его правил, а Христианство по сути это новый завет и новое учение, если ранее "око за око" было нормой то теперь появилась идея "возлюби врага своего".

В 49 году в Иерусалиме прошёл собор, и там обсуждали то, что некоторые из Иудеи учили верующих тому, что "если не обрежетесь по обряду Моисееву то не можете спастись."

1. Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.
2. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.
3. Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях.
4. По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам.
5. Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев.
6. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
(Деяния св. Апостолов 15:1-6)

19. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20. а написать им,
чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
(Деяния св. Апостолов 15:19-21)

На этом соборе отказались от необходимости делать обрезание язычникам, которые приняли крещение, так же отказались от жертвоприношения животных в храме и множества разных обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев.

24. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25. то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26. человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27. Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29.
воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
(Деяния св. Апостолов 15:24-29)
Апостол Петр и Павел
Апостол Петр и Павел

Именно за это книжников и фарисеев обличал Христос - "зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?"
Должен заметить, что это замечание сделано по поводу того, что фарисеи жаловались, что ученики Христа не моют руки перед едой.

1. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2.
зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
3. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
(Св. Евангелие от Матфея 15:1-3)

А вот цитата из Евангелии от Марка, в которой более детально обсуждается история с преданиями и правилами:

1. Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2. и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.
3. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4. и, придя с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.
5. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6. Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».
8. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
(Св. Евангелие от Марка 7:1-9)

Несмотря на решения принятые на соборе евреи все так же соблюдали традиции и обряды Установленные старцами, а также правила кашрута и другие законы Торы.

Определения и термины

Вы, наверное спросите... а что такое Кашрут? Да и что такое Тора?

Кашрут это термин в иудаизме, он означает дозволенность либо пригодность чего-нибудь с точки зрения Галахи. Обычно этот термин имеет отношение к пище, то есть что кушать можно, а что нельзя, и если перефразировать, то "что кошерно, а что нет"

Галаха это совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, по которым еврей должен жить.

Тора — это пятикнижие Моисея, а Талмуд — это устная Тора, которая якобы была получена Моисеем во время его прибывания на горе Синай, и эту информацию передавали от поколения к поколению.

Все эти термины и правила действовали в иудазме, Христианство же от этого избавилось, но не совсем, ведь ветхий завет почитается.

Вот таким получился мини собор, но был и второй собор. На этом соборе решали кто займет место двенадцатого апостола, вместо Иуды, и им стал Матфий. Критерий выбора был следующим - "один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его" - под критерий попадали двое, Матфей и Иуст. Финальное решение касаемо нового апостола был сделан непосредственно Богом.

12. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14. Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.
15. И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16. (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17. он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
18. но приобрел землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
19. и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть «земля крови».
20. В книге же Псалмов написано: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем»; и: «достоинство его да приимет другой».
21. Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22. начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия...
(Деяния св. Апостолов 1:12-23)

Ну и, кроме этого, был и третий собор, на нем избрали семь дьяконов.

1. В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу;
4. а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6. их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
(Деяния св. Апостолов 6:1-6)

Как обычно бывает в нашей жизни — всему рано или поздно приходит конец, апостолы внесли свой вклад в развитие Христианства и отправились в мир иной, а около 100 года нас покидает последний апостол — Иоанн Богослов и вместе с ним заканчивается апостольский век .

Впрочем, как и полагается чему-то большому — Христианство появилось не на ровном месте и имеет богатую историю, начинающуюся с появления Христа и заканчивающуюся в наше время.