Всем привет! Предлагаю ближайшие выходные провести в отличном настроении, с улыбкой до ушей 😃 Изучая фильмографию художника-постановщика Евгения Енея, я наткнулась на маленький, но крайне симпатичный фильм Надежды Кошеверовой «Осторожно, бабушка!», который хотелось бы порекомендовать.
Почему это актуально сейчас?
Недавняя ситуация с Михаилом Ефремовым возмутила многих, инициировав дискуссию об ответственности и вседозволенности. Бабушка из старой советской комедии, к счастью, не пьет и не сидит на наркотиках, но водит свой «Москвич» как сумасшедшая и, конечно, попадает в ДТП.
Хотя актуальность фильма совсем в другом. Внучка Лена (Ариадна Шенгелая), юный директор местного Дома Культуры, еще не совсем готова самостоятельно руководить, добиваться своего и привлекать на свою сторону молодежь. Поэтому бабушка Елена Тимофеевна (Фаина Раневская) и ее товарищи, старые большевики-революционеры, спешат на помощь.
Поколенческий разрыв очевиден, и всё это крайне интересно наблюдать. (О разнице поколений, собственно, многие читатели написали мне в комментариях к разговору о «Белорусском вокзале».)
Лидер проката
В «оттепельном» 1961 году комедия «Осторожно, бабушка!» заняла 4 место по популярности, а количество увидевших ее зрителей перевалило за 40 млн. По данным Кинопоиска, картина занимает 91 место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката, что, согласитесь, вполне приличный результат.
И хотя в отзывах современных зрителей встречаются разные оценки, высокие рейтинги свидетельствуют всё же об общей «позитивности» отечественной аудитории.
Комедия, в которой встретились сразу два Быкова
Благожелательный прием во многом обусловлен блестящим актерским составом: в фильме снялись звезды кино своего времени, включая Раневскую и других комедийных актеров в составе Леонида Быкова, Сергея Филиппова, Ролана Быкова и др.
Чувствуется принадлежность режиссера Кошеверовой к сообществу ФЭКСов (Фабрика эксцентрического актера, где она училась): эксцентрика в «Осторожно, бабушка!» занимает не если ключевое, но важное место.
Кроме того, все танцуют и поют под музыку В. Соловьева-Седого, готовясь к гала-концерту по случаю открытия Дома Культуры.
Мы новый мир построим
Кроме основного строительства, где работают многие герои фильма, полным ходом идет ремонт здания Дома Культуры. Работают, влюбляются, мечтают: в частности, Вася (Юлиан Панич) готовится стать архитектором, по вечерам после смены корпит над чертежами.
Любопытно, что художник-постановщик фильма Евгений Еней, который на этой картине работал совместно с другим ленфильмовским художником Михаилом Ивановым, – и сам архитектор по образованию.
Идея строительства нового мира проходит лейтмотивом в этой лирической (иногда – эксцентрической) комедии.
Совсем недавно в своей лекции один кинокритик безапелляционно заявил, что в соцреализме любовные линии всегда идут пунктиром, то ли дело – производственные отношения и прочие серьезные вещи. Это достаточно спорное утверждение можно было бы притянуть за уши и к фильму «Осторожно, бабушка!», но бесполезно.
Любовные линии (а их я насчитала 4 шт.), музыкальные номера и комедийные диалоги вместе с мечтами о новом обществе создают гармоничное целое, в котором есть место и маленьким обидам и разочарованиям вроде битых яиц от кур какой-то редкой индийской породы.
А вы смотрели этот фильм? Какие впечатления?
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡