Найти тему
Мария Геннадьевна

О современном искусстве

"Есть масса людей, которая хочет заниматься искусством, но заниматься им не может из-за высоких требований этого самого искусства". И выход один - понижать планку, чтобы гордо творить "визуальное искусство" . Недавно прочитала это на фейсбуке.

Прикоснувшись к этой теме в качестве преподавателя истории искусств (пришлось вникать в то, что не любишь, а именно - современное искусство в привычном понимании), не могу не согласиться . Но надо добавить несколько фактов. В начале 20 века все же был задан тренд на переосмысление привычных форм искусства. И наши художники-авангардисты внесли серьезную лепту в этом направлении. Они нашли новое. А дальше что? И по их стопам разрушения формы, разрушения этической составляющей, ради идеи пошли все, кто желал славы.

В. Кандинский. Композиция VIII.
В. Кандинский. Композиция VIII.

Есть очень хорошая, на мой взгляд , видео лекция Дмитрия Гутова, в которой он полтора часа с придыханием говорит об унитазах как новой форме арт-объектов (все зависит от того, с какой стороны посмотреть), вываливании голых женщин в краске и катанию их по бумаге, дерьме художника в банке по цене золота. А конце печально подводит итог: все это мир капитала, пока капитал диктует - будет процветать вот такое "искусство". Очень хорошо об это говорит Ирина Антонова, что это не искусство, а "форма, жест, заявление". Тем не менее, поиски авангардных художников начала 20 века легли в основу всего дизайна, и с этой точки зрения - это очень интересно.

Казимир Малевич. Скачет красная конница.
Казимир Малевич. Скачет красная конница.

Была в Мадриде в музее современного искусства принцессы Софии. Пикассо конечно гениален. Но именно там, сравнивая художества разных авторов, понимаешь, что в этих новых примитивных формах интересные вещи может создавать только гений. Либо ты гений, либо никто.

Пабло Пикассо. Война. Музей современного искусства принцессы Софии, Мадрид.
Пабло Пикассо. Война. Музей современного искусства принцессы Софии, Мадрид.