Это парадоксально, но факт: о самом известном первопроходце в истории человечества, Христофоре Колумбе, кроме его имени, да и то, скорее всего, вымышленное, практически ни чего неизвестно.
За честь именоваться родиной великого мореплавателя борются несколько городов Италии.
Даже Генуя, считающаяся наиболее вероятным, по его же собственному заявлению, местом рождения Колумба, так и не смогла предоставить ни каких письменных свидетельств, а разночтения в дате рождения: то ли 1551, а может быть и 1446, только подтверждают мои подозрения.
Пожалуй только его итальянское произношение не вызывает ни каких подозрений, иначе он был бы непременно разоблачён своими португальскими, а затем и испанскими работодателями, а владение несколькими диалектами на уровне родного языка было, если не обычным, то довольно распространённым явлением.
Даже фраза, ставшая крылатой: "каравеллы Колумба" и сделавшая этот тип парусного вооружения судна одним из самым известным в истории человечества, на поверку оказалась заблуждением, если не сказать фальшивой.
Среди кораблей, повидавших Новый Свет под командованием Командора не было ни одной каравеллы, оснащённым основным латинским парусным вооружением.
Конечно, если быть абсолютно точным, то в составе первой эскадры был корабль "Санта Клара" прозванный "Ла Нинья" и оснащённый латинской каравеллой, но показал настолько удручающие результаты, что уже в самом начале плавания по прибытию на Канары тут же был перевооружён прямым основным парусом.
Несмотря на эту неудачу слава каравелл стала настолько легендарной, что даже в России слово "корабль" вытеснил до сих пор применяемые к судам такие обозначения, как чайка или ладья, а их строителей стали называть корабелы, чуть изменив не совсем благозвучное изначальное корабделы.
Это подтверждается и тем красноречивым фактом, что и в более позднее время, вплоть до появления пароходов, особенно в исследовательских целях, использовались суда с прямым парусным вооружением.
Достаточно вспомнить самые известные из них, например бриг-шлюп "Бигль", шлюпы "Баунти" или "Надежда" и "Нева" под командованием Крузенштерна.
Век латинского, он же арабский, древнеегипетский и т. д. паруса а Европе был более чем скоротечным.
Он исчез так же быстро, как и появился, уступив место более практичной паре косых парусов: грот (гафель)- стаксель, которые, установленные "бабочкой", помимо бокового, позволяют эффективно пользоваться и попутным ветром.
Кроме того работа с ними требует намного меньше усилий и, на небольшом судне по силам даже одному человеку.
португальский кораблик
Учитывая всё вышесказанное не трудно предположить, что не Колумб, а португальский инфант Энрике Мореплаватель был инициатором не только практического применения каравелл, но и крупнейшей пропагандистской компании своего времени.
С одной стороны португальцы упорно, целое столетие, слали свои кораблики вдоль северо-западного побережья Африки, с другой этого было бы явно недостаточно, что бы слава о них разнеслась буквально во все уголки Земли.
До их плаваний Африка была для европейцев совершенно неизведанной землёй, за исключением хорошо изведанного северного её побережья, тесно интегрированного в античный, поначалу греческий, а затем и латинский мир, и, возможно, его северо-западный участок от Марокко до Гвинейского залива.
Арабам, как описывал в своей книге землеоткрыватель поневоле А. Никитин, было хорошо известно её восточное побережье до Африканского Рога.
Торговое судно, на котором он возвращался из Индии, в непогоду унесло далеко на юго-запад и экипаж, опознав в приближающейся земле сомалийский берег, с тревогой ожидал встречи с, пользующимися среди моряков дурной славой, местными жителями.
Европейским рыбакам, скорее всего, был известен её западный берег до Гвинейского залива, где береговая линия круто поворачивает на восток, простираясь в этом направлении на несколько тысяч километров.
Не трудно предположить, что португальские географы, не зная истинного очертания материка, могли мысленно соединить эти две точки, завершив, таким образом, южную оконечность Африки.
Замечу ещё, что северный берег Гвинейского залива лежит примерно на одной широте с южной оконечностью Индии и вполне логично, в этом случае, было предположить, что муссонные ветры, издревле используемые арабами, долетают и до западной Африки.
Таким образом португальцы рассчитывали как нибудь, несмотря на неудачный опыт хождения на каравеллах в бурных водах Атлантики, добраться до Гвинейского залива, а там, используя богатый опыт арабских мореплавателей, благополучно достичь индийского, а затем и китайского берегов.
Надежды в одночасье рухнули, когда не желающий ни когда заканчиваться африканский берег повернул на юг, а с ними канули в лету и ставшие, с этого момента, ни кому уже не нужные каравеллы.
Плавание в Атлантике потребовало возвращение к караккам, вооружённых прямыми парусами, а до далёкого Индийского океана нужно было ещё дойти.
Но весть о маленьких корабликах сумела, и на мой взгляд ей очень помогли в этом, дошла таки до каждого, даже весьма удалённого, уголка Европы.
Энрике Мореплаватель сделал "открытие дороги в Индию" делом всей своей жизни.
В отличие от Испании, чья история периода реконкисты хорошо изучена, Португалия этого времени находилась как бы в тени своей соседки и широкому кругу мало известна.
Не лишне будет отметить, что само сопротивление исламизации обеих стран началось на самом северо-западе полуострова, максимально удалённого от исламских центров и, с другой стороны,полностью отрезанного от европейских стран.
Но, в то время, как испанцы "прославились" искоренением иноверцев на освобождённых территориях, Португалия отличалась достаточной веротерпимостью вплоть до 15 века, допуская на службу не только не католиков, но так же и рыцарей разогнанного во многих соседних странах ордена тамплиеров.
Многие из них, скорее всего, служили в легендарной "Навигационной школе", положившей начало географическим исследованиям, могли опираться напрямую на арабские источники а так же сохранившиеся на исламском востоке работ античных авторов.
А вот существование этой школы не только не сохранялось в глубочайшей тайне, что выглядело бы абсолютно логичным, но, напротив, преднамеренно и широко афишировалось, приводя в ярость главного своего конкурента Республику Венецию.
300% прибыли
Впрочем это была совсем не первая ПР кампания всемирного масштаба, призванная донести до широких народных масс достижения землепроходцев.
Самой заметной из них, несомненно, является книга итальянца, вероятнее всего негоцианта из Венеции, Марко Поло, написанная предположительно в конце 13 века, примерно за сто лет до начала деятельности Навигационной школы в Португалии.
Хотя в настоящее время многие исследователи склоняются к мнению, что М. Поло, вопреки его же утверждению, ни когда не был в Китае и самой дальней страной его путешествия могла быть Персия.
В то время весь кавказский берег Чёрного моря, находящийся под персидским контролем, был буквально усеян итальянскими торговыми колониями и нахождение итальянского купца в Персии, в отличии, конечно, от большинства европейского населения, не могло быть чем то особо выдающимся.
Кульминацией повествования, несомненно, было его посещения Китая, где он не только смог задержаться на некоторое время даже и лично общаться с императором Поднебесной, но и,на какое то время, поступить к нему на службу, заняв ключевой, во все времена и при любых правителях, пост министра финансов.
Здесь будет уместно отметить, что Китай в то время обладал мощнейшей экономикой, огромным "золотым запасом" серебра, тогда универсальной международной волюты.
Само золото в те времена ценилось, большей частью, за свои эстетические свойства и использовалось, в основном, в художественных изделиях и предметах культового назначения.
Экономика Китая была просто эталоном для всей Европы, поэтому деятельность венецианца на столь высоком посту должна была придать и книге и, тем более её автору и покровительствующей ему метрополии, особый вес.
Этим обязательством, думаю, мы обязаны и громкой фамилией, а, скорее, псевдонимом автора этой книги: напомню, что на итальянском "поло" означает "центр", "полюс".
Главным новаторством Поло на министерском посту было, несомненно, введением в оборот бумажных денежных ассигнаций, призванных заменить серебряные монеты.
Европа испытывала хронический недостаток серебра и введение бумажных денег, с подачи венецианцев, могло решить многие финансовые проблемы с существенно ускорить экономику.
Главной причиной всемерного распространения книги, как мне кажется, была попытка Венеции навязать западной Европе новую экономическую модель, ну и, конечно, возглавить этот процесс.
Подразумевалось, как само собой разумеющееся, что это они и будут заниматься эмиссией новых денег.
При удачном течении дел венецианцы уже в скором времени могли бы отказаться от сопряжённых с риском торговых операций, полностью переключиться на банковские операции, увеличивая своё богатство за счёт своих менее бойких европейских партнёров.
Об истории возникновения Венеции абсолютно ни чего не известно.
Само городское поселение появилось только в период развала Римской империи.
При сильной власти торговля жёстко контролировалась таможенной службой и любому провинциальному городу было просто невозможно получения сверхприбыли.
Положение коренным образом изменилось с приходом на полуостров варваров.
Окрестным жителям издавна были хорошо известны торговые тропы через Альпийские перевалы на север Европы и, когда реальная власть Рима уже не распространялась за пределы своих городских стен, ни что уже не могло сдержать предпринимательское рвение венецианцев.
Не желали им мешать и варвары, сами нуждающиеся в предметах роскоши, а хорошо налаженные торговые связи с Константинополем делали их коммерческие начинания практически беспроигрышными.
Несмотря на нездоровый климат лагуна великолепно защищала её обитателей от набегов врагов, как с берега, так и со стороны моря, а появившиеся в конце концов деньги позволили оплачивать наёмное войско, способное не только дать отпор врагам, но уже и угрожать менее удачливым соседям.
Фраза Т. Д. Даннинга "...при 100% он (капиталист) попирает все человеческие законы..." могла быть подходящей эпитафией на могиле венецианской республики,почившая, правда, не совсем в Бозе в мае 1797 году, оккупированная Наполеоном.
На протяжении всей своей беспокойной истории венецианцы для достижения своих интересов могли то развязать бесконечные войны то заключить непродолжительный мир с любым из своих деловых партнёров.
Так они сподвигли турок-османов на разгром Константинополя, главного своего партнёра, благодаря которому и смогли выйти в торговые лидеры, а потом и конкурента в восточной торговле, затем были вынуждены мобилизовать все свои силы, строить гигантский флот и даже создать новый тип военного судна- галеасов, что бы не быть окончательно вытесненными недавними союзниками- османами из восточного Средиземноморья.
Главным же их "достижением" несомненно можно считать участие в Крестовых походах на Ближнем Востоке.
Трудно сказать, были ли венецианцы зачинателями этого движения, но то что активно его финансировали и направляли, видно невооружённым глазом.
Крестоносцы изначально объявили своей целью освобождение "Святой земли" от иноверцев.
Но "освобождение" было всего лишь началом, главной проблемой было удержать завоёванные территории.
Не нужно быть опытным воином, что бы понимать: в таком случае достаточно было окружить Иерусалим цепью крепостей, используя и оборонительные сооружения уже воздвигнутых ещё царём Иродом, заселить внутреннее пространство крестьянами для снабжения крепостей продовольствием, что сделало бы целый регион неприступным для неприятеля на долгие годы.
Вместо этого завоеватели упорно двигались от Константинополя всё дальше на юг по узкой кромке берега, возводя в каждой мало-мальски пригодной для судоходства бухте крепости, отсекая местных купцов от моря, прибирая тем самым к рукам всю здешнюю торговлю.
В своих делах они настолько преуспели, что завладели портом Эйлат на Красном море и воевали уже на подступах к Александрии и Каиру.
Более того, как пишет известный советский историк Л. Н. Гумилёв, крестоносцы не только не помогли, оставив монгольский, так называемый Жёлтый Крестовый поход без поддержки, но напрямую поддержали их противников- мамелюков.
Дело дошло до того, что руководство пыталось открыть крепостные ворота христианских городов для мусульманских войск для их отдыха и пополнения запасов в пути.
Можно легко представить последствия этого "жеста доброй воли", если бы не единодушное противодействие населения.
Не трудно догадаться, что выход к Красному морю полностью исключал Египет из международной торговой цепочки, лишал его, тем самым, основного источника доходов, обрекая режим мамелюков на неизбежный упадок.
Хорошо понимали это и мамелюки, расправившись сначала с монголами и местными мусульманскими князьками, а затем сбросили в море один за одним и многочисленные, зачастую враждующие между собой, христианские государства.
Главным исполнителем венецианских интересов на месте был, несомненно, Орден Бедных Рыцарей Храма, известных так же под многими другими названиями, самые распространённые их которых Храмовники или Тамплиеры, которым вменялись разнообразные функции, от вербовки добровольцев в Европе, финансирования всевозможных операций до сопровождения грузов и поддержания благожелательных отношений со стороны Ватикана посредством щедрых подношений.
Несмотря на сложную политическую обстановку в регионе тамплиеры и местные купцы были обречены на сотрудничество, конторе, ни в коем случае, не исключало и конкуренцию.
Именно здесь европейцы ознакомились с работами античных и арабских учёных,основами таких наук, как медицина, астрономия, алгебра и навигация, впервые увидели в работе изобретённые в далёком Китае тысячелетиями раньше такие навигационные приборы, как компас и астролябия.
Эти знания, принесённые тамплиерами в Португалию и стали основой для "Навигационной школы " Энрике Мореплавателя.
гениальный мистификатор
Именно в то время, когда усилия португальцев стали приносить первые многообещающие результаты, на сцене истории и появился будущий адмирал моря- океана и вице- король Вест- Индии Христофор Колумб.
К этому времени португальцы подошли уже к устью Конго, население которого, как и большинство народов центральной, восточной и южной Африки, говорили на языках группы банту и могли получить уже здесь сведения о восточном побережье континента.
Впрочем долголетние усилия поступить на службу при португальском дворе ни к чему не привели и Колумб был вынужден попытать счастья в Кастилии.
Здесь ему повезло гораздо больше, и вскоре он мог уже отправиться в плавание к неизвестным берегам.
Финансирование проекта, правда, было, мягко говоря, недостаточным, но Кастилия и Леон на протяжении долгого времени вели дорогостоящие войны с маврами.
На португальской службе, конечно, можно было бы рассчитывать и на большее, но нужно иметь ввиду, что "восточный проект" начал приносить прибыль уже за долго до появления на горизонте индийского берега и от услуг Колумба предпочли отказаться.
Ну а далее в историографии появляются многочисленные несоответствия, одни из которых я уже упоминал, о других же стоит поговорит особо.
Начну с того, что прежде чем отправиться в столь необычное плавание, Колумб должен был основательно подготовиться, тем более, что времени для этого у него было предостаточно: только в Португалии он вынужден был провести в ожидании около 9 лет.
В первую очередь это касается истинных размеров Земли: протяжённость Средиземного и Чёрного морей были уже хорошо известны, аравийские мореходы издавна ходили к берега Индии за диковинными товарами.
Сравнив окружность Земли с "восточным" индийским маршрутом, не составляло бы большого труда вычислить протяжённость и "западного".
Задача эта была не столь и сложна: первым, из известных истории, с этой задачей успешно справился ещё за 300 лет до Нашей эры разносторонний учёный и библиотекарь из Александрии Эратосфен.
Его метод был настолько гениален и прост одновременно, что повторить его измерения может практически каждый желающий, а из измерительных приборов для этого достаточно простой ученической линейки.
Эратосфен по тени, замеренной одновременно в находящихся на разных широтах городах, то есть по положению солнца в полдень над горизонтом, вычислил величину дуги поверхности земли земли между этими городами, а по ней и диаметр, а главное, длину окружности поверхности земли.
И всё это, если измерения производились в египетских, а не греческих стадиях, с поразительной точностью.
Напомню, что длина окружности нашей планеты чуть больше 40 тыс. км.
Колумб объявил целью своего путешествия Индию, которая в то время была на слуху, надеясь на щедрую поддержку венценосных особ.
Но да же если бы он намеревался дойти только до берегов Китая, предполагая найти его в Центральной Америки, ошибка в расчётах для учёного была бы просто чудовищной, ведь в этом случае с поверхности глобуса пропадает гигантский Тихий океан, занимающий почти половину окружности Земли на Экваторе!
А ведь тот же Эратосфен был и автором первой в истории человечества географической карты, действительно заслуживающей это имя, на которой крупнейшие города античного мира были расположены на широтах, вычисленных гениальным географом, а не размещённых, как у всех без исключения его коллег, согласно их субъективным, по принципу "далеко- близко", ощущениям и только по ней можно было уже получить представление о действительных размерах окружающего мира.
И все эти открытия были сделаны почти за 300 лет до Н.э.
А ведь именно теория шарообразности земли и сподвигла Х. Колумба на плавание, причём она была уже тогда, вопреки устоявшемуся мнению, широко распространена среди образованных людей того времени, в том числе и среди иерархов католической церкви.
Гонения на гелиоцентристов, теории производной от вышеназванной, а так же и многие другие нововведения, начались гораздо позже, как реакция на реформаторское движение внутри самой церкви и ударило, в первую очередь, как раз по глубоко верующим католикам.
Таким, как воспитанник дяди епископа канонник Н. Коперник, долго не решавшийся опубликовать результаты своей работы или Г. Галилей, лично знакомый со многими влиятельными служителями церкви.
Х. Колумб не пошёл прямиком на запад, что следовало бы ожидать, но это ещё можно было бы объяснить докатившимися до Европы сведениями о муссонных ветрах из арабских источников.
Он даже рассчитал протяжённость маршрута и был искренне обескуражен, когда к назначенному сроку на горизонте не появился долгожданный берег и вынужден был вести "двойной" судовой журнал для предотвращения "нездоровых" настроений в так верившей в него команде.
Эта ошибка и последовавшие за ней действия ставятся мореплавателю в укор всеми без исключения исследованиями.
При этом мало кто задумывался, что Колумб повёл свою флотилию самым коротким путём, там где расстояние между африканским и южноамериканским берегами минимально и, если бы суда подошли к южноамериканскому побережью где-нибудь между северной Бразилией и Венесуэлой, то высадка произошла бы аккурат в рассчитанное время с точностью курьерского поезда!
Все эти факты убедительно указывают на наличие у мореплавателя карты или, как минимум, каких то сведений о новых землях.
Могу да же предположить, что ещё по финикийскому обычаю, перенятому многими ближневосточными народами, при написании, за исключением буквы "а", или по финикийски "алеф", на этой карте название континента было записано примерно так: A-M-R-K, это могло означать, от слова "мать" в смысле "основа", просто А-материк и подразумевало, соответственно, ещё и Б-материк.
Несколько столетий испанцы осваивали только один материк и название "Америка" стало именем собственным, а континенты стали называться соответственно "южный" и "северный".
Возможны и другие варианты: например на латыни значит "строительный лес","балка", и может указывать на огромные тропические леса Латинской Америки.
Адмирал просто не мог знать гидронавигационных условий региона и Гвианское течение со скоростью 1-3 км. в час унесло его флотилию в глубь Карибского моря.
Его карраки были на редкость мореходными корабликами, при небольших размерах способные противостоять да же океанским штормам, но из-за своих круглых обводов и отсутствия глубоко выступающего плавника- фальшкиля были способны двигаться, буквально, в любом направлении, что существенно снижало устойчивость на курсе.
Колумбу при этом вдвойне не повезло: течения и ветры пронесли его в недосягаемом удалении не только от континентального берега, но также и от гряды Малых Антильских островов, удлинив, и так не близкий путь, почти на треть.
В те времена для навигации пользовались самыми простыми инструментом, который, в при необходимости, мог изготовить любой корабельный плотник: лаг и квадрант.
Лаг это по сути деревянный поплавок с привязанной к нему верёвкой с завязанными на ней на определённом расстоянии узлами.
Поплавок выбрасывался за борт, увлекая за собой верёвку, а количество узлов, проходящих через руку замерявшего матроса в единицу времени и контролируемое минутными песочными часами, показывало актуальную скорость судна.
Квадрант, как указывает само его название, это четверть круга, с прикреплённым к его вершине отвесу.
Способ применения квадранта проще всего представить на примере школьного транспортира: его линейка с прикреплённым к ней отвесом, направляется на солнце, а на шкале транспортира, с помощью отвеса, считывается угол подъёма солнца над горизонтом.
Все эти манипуляции с квадрантом служили только одной цели: определению полудня по местному времени, когда солнце находится в зените, то есть на максимальной высоте над горизонтом.
После чего оставалось только вычислить разницу времени между местом нахождения корабля и портом отплытия, а позднее, общепринятым для моряков, гринвичским меридианом.
Здесь на помощь мореходам приходит такая неудобная, на дилетантский взгляд, мера длины как морская миля.
Её вычислил упоминавшийся уже выше александрийский астроном Эратосфен, разделив земной круг на минуты.
Длина дуги угловой минуты на земном экваторе и есть морская миля.
Таким образом разница во времени в минутах была численно равна расстоянию в милях.
Например: если часы навигатора показывали разницу времени 2 часа 45 минут или 165 минут, то и удаление от родного порта составляло 165 морских миль.
Остаётся не известным правда, какими часами пользовался Колумб: механическими или песочными, а так же и то, мог ли он к тому времени пользоваться магнитным компасом.
Трудно представить, как вообще мог навигатор того времени, стоя на раскачивающейся во всех направлениях палубе и почти ослеплённого ярким тропическим солнцем да, к тому же, вооружённом простейшим инструментом, достигать таких точных результатов!
Вполне логично то обстоятельство, что Колумб, желавший оставить в истории свой след, скрывал наличие у него карты, ведь истинные цели мореплавателя могут быть закодированы им и совсем не случайно выбранном псевдониме.
Имя Христофор греческого происхождения (), что означает «носящий в себе Христа», «чтящий Христа».
А вот с фамилий не всё так просто. Колумб (итал. Colomb, лат. Columbus) переводится как голубь.
Но это мог быть не простой голубь.
Здесь будет уместно привести полностью цитату из Библии:
«11. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли.»
Бытие 8 глава. Освобождение Ноя.
Видимо цитату из Библии он воспринимал буквально, ведь среди немногочисленных трофеев, привезённых им из первого плавания, было и несколько древесных ветвей.
Подытожив вышесказанное можно почти с уверенностью утверждать, что Колумб, глубоко верующий человек, изначально, по прибытию на Иберийский полуостров, был нацелен на географическое открытие.
Не выдерживает критики утверждения его биографов о том, что Колумб,ещё в Генуе, в лучшем случае, получил лишь профессию капитана.
Он хорошо владел латинским языком, который невозможно было освоить просто на улице, а капитану Средиземноморья он был просто ни к чему: языками межнационального общения были арабский и греческий на востоке и итальянский и, родственный ему, каталонский на западе региона.
Латинский был языком науки, преподаваемый во всех университетах того времени, в том числе географов и математиков, к числу которых, несомненно, принадлежал и сам будущий первооткрыватель.
Ну а как учёный он мог иметь доступ и к секретным документам, собранных венецианцами на Ближнем Востоке.
Но самым интересным фактом во время первого плавания Колумба по возвращению была его длительная остановка в Португалии.
К берегам Европы смогли вернуться только 2 судна экспедиции, третье, "Санта Мария", самое крупное из флотилии, разбилось о рифы ещё у Карибских островов.
"Санта Клара", прозванная "Ниньей", под командованием самого адмирала, сделала остановку в Лиссабоне, а "Пинта", самое маленькое из трёх, было направленно прямиком в Испанию.
Как ни странно, оба судна пришли в порт отправления в один день, что явно указывает на прямое указание капитану "Пинты" не спешить в пути, дожидаясь подхода самого Колумба.
Только он должен был триумфально подойти к Палос-де-ла-Фронтера, городу, от которого 8 месяцев назад флотилия отплыла в поисках новых земель.
По каким то загадочным причинам Колумб сделал не только приличный крюк, как минимум 2 тыс. морских миль, отклонившись на север к Лиссабону, и серьёзно рисковал жизнью своей и своей команды, попав в жестокий шторм в виду Лиссабона, но и провёл там достаточно долгое время.
По свидетельствам очевидцев в день подхода Колумба к Лиссабону разразился необычайно сильный, даже для этих мест, шторм, в котором затонуло не сколько десятков судов.
На мой взгляд это была его последняя попытка поколебать решительность португальского двора, убедить его отказаться от "восточного маршрута".
Впрочем все усилия оказались напрасны: увидев привезённых Колумбом несколько полуголых "индейцев" ещё больше убедили короля в правоте своего дела.
первая мировая К сожалению предмет история преподносится в школе, чаще всего, в виде набора наиболее выдающихся событий вырванных из контекста, лишённых внутренней логики и потому делает непонятной побудительные мотивы её героев.
В то время, когда художники создавали шедевры мирового значения, а мореплаватели открывали новые земли, на всём Средиземноморье, от Малой Азии до Пиренейского полуострова бушевала нескончаемая Средиземноморская,по сути дела, мировая война всех против всех. Отрезанная османами и мамелюками от восточных рынков Венеция, беспрерывно меняя союзников и врагов, пыталась устоять в этой рубке, в которой шпионы, подкуп и наёмные убийцы были таким же легитимным оружием, как мечи и пушки.