В 1927 году обозреватель "Известий" Гр. Львович описал популярную в то время форму проведения досуга советских граждан:
Оперетта в Архангельске. Оперетта в Вологде. В Астрахани и Артемовске, и Брянске и Бобруйске, в Виннице и Воронеже, в Вятке и Гомеле, в Донбассе и Ельце, в Днепропетровске и Запорожье, В Иваново-Вознесенске и Клинцах, в Кинешме и Кузнецке, в Курске и Калуге, в Луганске, Махачкале, Муроме, Минске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Орле, Оренбурге, Пензе, Перми, Рязани, Сталинграде, Саратове, Смоленске, Тамбове, Твери, Ульяновске, Челябинске, Ярославле...
Фу, устали считать! Одним словом, "в видах" на нынешний весенне-летний театральный сезон в провинции первое место занимает оперетта.
На актерской бирже в Москве рассказывали мне, что никогда за время революции оперетта не была в таком фаворе, как сейчас. Но в СССР сформировано до 60 опереток. Опереточные актеры идут "на расхват"... Опереттой увлекаются не только большие города, но и захолустные городки и даже фабричные поселки.
В одной провинциальной газете я недавно читал отчет о постановке "Сильвы" опереточной труппой из... трех человек на винзаводе. Афиша о предстоящих "гастролях" оперетты, писанная от руки, гласила:
На днях прибывает опереточная труппа с участием знаменитой Сильвы.
В день спектакля аудитория заводского клуба переполнялась рабочими и работницами, жаждавшими посмотреть "знаменитую Сильву".
За занавесом происходили какие-то подозрительные вещи: хриплый бас усердно пытался перейти в тенор.
Вдруг, из-за занавеса вышел человек и обратился к публике:
Граждане, кто из вас носит котелки? Мне нужен котелок, чтобы быть на сцене аристократом...
Котелка, конечно не нашлось у рабочих винзавода. Более того, - они даже не поняли просителя и шутя говорили между собой:
Чудак-человек, кто же котелки носит в клуб? С ними баба дома возится...
За отсутствием котелка актеру пришлось нарядиться в шляпу извозчика и исполнять роль Эдвина и одновременно его же собственного отца...
Вся эта история, может быть смешна, но она типична для оперетты, если не больших городов, то маленьких городишек и посёлков, живущих под впечатлением "Сильв", "Пупсиков", "Баядерок", "Ночей любви" и еще двух-трех аналогичных вещей, которыми ограничивается репертуар провинциальной оперетты.
Нынешняя провинциальная оперетта, как она есть, не представляет собой никакой художественной ценности, а в идеологическом отношении она прямо вредна. Курс, взятый руководителями нашей оперетты, на мелкую буржуазию, на мещанство, но отнюдь не на культурное воспитание широких рабочих масс при помощи театра - вреден, ибо временные опереточные наскоки, удовлетворив наиболее зажиточную часть населения данной местности и сорвав значительные сборы, тем самым в конце-концов разрушают систематическую, планомерную театральную работу на месте...