«Фау-1» — самолёт-снаряд (крылатая ракета), состоявшая на вооружении армии Германии в середине Второй мировой войны. Это название происходит от нем. Vergeltungswaffe-1 («оружие возмездия-1»). Фа́у — произношение названия латинской буквы V в немецком языке. Буква использовалась для обозначения ряда проектов в рамках этой программы, в том числе самолёт-снаряд Фау-1 (V-1) и его пилотируемая версия Фау-4 (V-4).
Фау-1 была оснащена пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД) и несла боевую часть массой 750—1000 кг. Дальность полёта — 250 км, позже была доведена до 400 км.
9 ноября 1939 года в RLM (министерство авиации Германии) было направлено предложение о самолёте с дистанционным управлением, несущeм полезную нагрузку в 1000 кг на расстояние 500 км. Аргус работал в сотрудничестве с компаниями Lorentz AG и Arado Flugzeugwerke, разрабатывая проект как частную инициативу под названием «Fernfeuer». Самолёт, называемый просто «люфтторпедо» (летающая торпеда), был предложен в трёх вариантах (несущих полезную нагрузку в 1000 кг на высотe 5 000 м): первые два варианта были оснащены перевернутым 12-цилиндровым двигателем Argus As. 410 (500 л. с.) при крейсерской скорости 700 км/ч; третий вариант был с новым типом реактивного двигателя на ранних стадиях разработки (ПуВРД), способным давать 150 кг тяги и гарантирующим бы объекту крейсерскую скорость 750 км/ч. B апреле 1940 года Гослау представил RLM улучшенную разработку проекта «Fernfeuer» уже как проект P 35 «Эрфурт».
31 мая Рудольф Бри из RLM отметил, что он не видит шансов на то, что производство самолета-снаряда может быть развёрнуто в условиях военного времени, поскольку предложенная сложная система дистанционного управления была воспринята как конструктивная слабость проекта. Генрих Коппенберг, директор компании Argus, встретился с Эрнстом Удетом 6 января 1941 года, чтобы убедить его, что разработка должна быть продолжена, но Удет решил отменить её. Несмотря на это, Госслау был убеждён, что основная идея была разумной и приступил к упрощению конструкции.
Ещё в 1931 году инженер Пауль Шмидт разработал эффективную конструкцию ПуВРД, основанную на модификации впускных клапанов, получив в 1933 году государственную поддержку Министерства авиации Германии. В 1934 году Георг Маделунг и находящийся в Мюнхене Пауль Шмидт предложили министерству авиации Германии «летающую бомбу», приводимую в действие ПуВРД Шмидта. Прототип бомбы Шмидта не соответствовал требованиям Министерства авиации Германии, особенно из-за низкой точности, дальности и высокой стоимости. В оригинальной конструкции Шмидта двигатель размещался в фюзеляже, как у современного реактивного истребителя, в отличие от Фау-1, в котором двигатель располагался над боеголовкой и фюзеляжем.
В 1939 году RLM подключил все немецкие заводы, которые производили двигатели для авиации, к разработке реактивных двигателей. Для Argus Motoren Gesellschaft это был тип ПуВРД. Компания Аргус начала работу на основе работы Шмидта. Шмидт также был привлечён к разработкам, ведущимся компанией Argus, и вскоре ПуВРД был усовершенствован и был официально известен под обозначением Argus As 109—014. Как у производителя авиационных двигателей у Аргуса не было возможности изготовить фюзеляж для проекта, и Коппенберг обратился за помощью к Роберту Люссеру, главному конструктору и техническому директору авиационной компании Heinkel. 22 января 1942 года Люссер вступил в должность в авиационной компании Fieseler, встретился с Коппенбергом 27 февраля и был проинформирован о проекте Гослау. В конструкции Гослау использовались два двигателя (ПуВРД), Люссер упростил дизайн, чтобы использовать один двигатель.
Окончательная разработка проекта была представлена Техническому управлению Министерства авиации 5 июня 1942 года, получив одобрение и официальное обозначение Fi 103. RLM поставило компании «Fieseler» задачу: предоставить прототип для оценок. Фирма «Fieseler» (Gerhard Fieseler Werke GmbH) выпускала беспилотные летательные аппараты-мишени для тренировки расчётов зениток, и для секретности работ над Фау-1 проект был назван «мишень зенитной артиллерии Flakzielgerat», а в служебной переписке было использовано кодовое обозначение «Kirschkern» (нем.: вишнёвая косточка). 19 июня генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх дал Fi 103 наивысший приоритет, чтобы начать производство как можно скорее, и программа развития была передана э кспериментальному центру Люфтваффе в Карлсхагене.
Во время работ по проектированию, а позже и на испытаниях, возникла необходимость в стабилизации ракеты в полёте, поэтому её оснастили гироскопом и установили стабилизаторы. К 30 августа Fieseler завершил первый фюзеляж и первый полет Fi 103 V7 состоялся 10 декабря 1942 года, когда он был сброшен с самолёта Fw 200.
Производство ракеты начато в конце 1942 года на острове Узедом (расположенном в Балтийском море, напротив устья реки Одер). Во время Второй мировой войны на острове был концлагерь, рабочая сила заключенных которого и была использована на предприятиях по производству Фау-1.
26 мая 1943 года высокопоставленные нацистские чиновники посетили испытательный центр в Пенемюнде, чтобы оценить прогресс в создании летающей бомбы. Они пришли к выводу, что работа по завершению разработки должна быть ускорена для скорейшего запуска в серийное производство. Также началось создание оперативного подразделения для запуска ЛА и стартовых площадок. В районе Па-де-Кале на северо-западе Франции должны были быть построены 100 стартовых площадок, способных запускать тысячи летающих бомб в день. Лондон находился всего в 200 километрах от места стартовых площадок.
Самолёт-разведчик RAF наблюдал за событиями в Пенемюнде с середины мая 1942 года, но у разведки союзников не было ясного понимания в том, что происходит. Разработка исследовательского центра и заводов в Пенемюнде явилась эффективным достижением разведки Армии Крайовой. Первая информация о происходившем там была получена осенью 1942, а в марте 1943 года в Лондон был отправлен подробный рапорт. Это позволило ВВС Англии и США 17-18 августа 1943 года провести операцию «Гидра» — массированную бомбовую атаку Пенемюнде и стартовых площадок в Па-де-Кале, что на несколько месяцев приостановило производство «чудо-оружия».
28 ноября 1943 года английский самолет-разведчик сфотографировал Пенемюнде, а фотограф с острыми глазами, лётный офицер Бабингтон Смит обнаружил прототип летающей бомбы на пусковой рампе в Пенемюнде. Британская разведка начала понимать, чем занимаются немцы, и определила, что немцы смогут начать запуск этого нового оружия против Англии буквально в считанные недели.
Бомбардировки строящихся стартовых площадок усилились. Однако к этому времени летающая бомба уже была в серийном производстве, а новые стартовые площадки стали лучше маскировать. Несколько летающих бомб в ходе последних испытаний были запущены в направлении Швеции, чтобы определить их дальность полёта и другие характеристики, и 13 июня 1944 года первые V-1 были запущены в направлении Лондона.
Вследствие налётов британских ВВС на Пенемюнде, производство было перенесено в гигантскую подземную фабрику Миттельбау-Дора под массивом Кохштайн возле Нордхаузена, где тысячи заключенных жили и работали в нечеловеческих условиях. В 1944 году было выпущено около 20 000 летающих бомб Фау-1 по цене 3500 рейхсмарок, в среднем на каждую Фаy-1 расходовалось около 280 человеко-часов.
Название Фау-1 было дано журналистом рейха Гансом Шварцем Ван Берклом в июне 1944 года с одобрения Гитлера.