Найти тему
Александр Дедушка

Создадим новое образование по принципу игры "Что? Где? Когда?"

Постепенно заканчивается эпоха «удаленки» и «дистанционки» в жизни и в образовании. Пандемия потихоньку отступает, нужно уже задумываться о том, когда все вернется «на круги своя», и школы вновь заполнятся толпами учеников. И хотя до 1 сентября еще далеко – лето только началось – уже сейчас нужно думать, с чем и вокруг чего ученики вновь «вживую» встретятся с учителями.

Будет очень грустно, если они вновь столкнутся с теми же проблемами, которые их донимали в докоронавирусное время. Сейчас они полны надежд, оптимизма, «скучают по школе», но вернутся – и что? Та же учебная садомазия, когда знания будут забиваться им в головы кувалдой страха ОГЭ и ЕГЭ, та же «фабрика знаний» с ее конвейером «учебных болванок», тот же индивидуализм, когда каждый сам за себя, и одна «Марь Иванна» за всех.

И потухнут вскоре глаза, и опустятся руки, и опять начнутся те же проблемы, которые так трясли образование накануне пандемии – драки учителей и учеников (помните пресловутого Митяя?), а то и террористические нападения учеников на свои «альма матер» («керченский стрелок»).

Мы хотим этого? Мы хотим повторения? А ведь оно неизбежно, если ничего не поменять в нашей насквозь прогнившей либеральным индивидуализмом образовательной системе.

А между тем есть один замечательный пример совершенно другой «парадигмы» построения образования и учебного процесса. Речь идет о старинной игре, с неизменным успехом уже много лет держащейся в сетке телевизионного вещания – игре «Что? Где? Когда?».

Все на самом деле очень просто: команда знатоков отвечает на вопросы зрителей. А ведь это наглядный пример, как можно было бы перестроить нашу образовательную систему, если под «вопросами от зрителей» иметь все наши школьные учебные предметы, а под «знатоками» - наших учеников.

Главный принцип игры – командность, когда интеллектуальные познания каждого служат общим достоянием и напрямую влияют на успех команды. Но вполне есть место и индивидуальным проявлениям личности. Ты можешь настаивать на верности своего ответа, тебе капитан может доверить держать ответ за всю команду. Ты можешь как «спасти» команду, так и «погубить» ее неправильным ответом – полная индивидуальная ответственность при максимальном коллективизме.

Удивительный пример, когда интеллектуальные достижения каждого служат на благо другим – не разрушают коллектив, не приводят к самомнению одних и «лузерству» других, а напротив, побуждают каждого к совершенствованию и саморазвитию.

Неужели непонятно, что именно в этом направлении и нужно перестраивать нашу образовательную систему?

Начать можно с тех же олимпиад. Сделать их не индивидуальными, а коллективными – да, по принципу все той же «Что? Где? Когда?». Собираются команды из заинтересованных тем или иным предметом учеников и коллективно решают те или иные поставленные перед ними «вопросы». Причем, в виде игры и соревнования.

Все это гораздо больше будет походить на «олимпиаду», чем тот концлагерный тренинг и культивирование «раковых клеток», которые мы наблюдаем на современных олимпиадах.

Да и в реальном учебном процессе командность и коллективизм должны значительно потеснить процветающий у нас «ракоподобный» индивидуализм. Принципы те же, что и в игре «Что? Где? Когда?» – индивидуальная ответственность за коллективный результат, взаимопомощь и постоянная готовность делиться знаниями с другими.

Не каждый сам за себя, и «моя хата скраю», не пресловутые «подсказки» и «списывания» - а ставшая принципом учебной жизни взаимопомощь. Ты силен в математике – помоги другим, зато хромаешь по русскому – тебе помогут другие.

И ведь ничего не ново под луной. Те же самые принципы взаимопомощи давно известны на западе и в России под названием «ланкастерской системы». На западе она прижилась только в образовательной системе иезуитов, а в России – вот игра «Что? Где? Когда?» есть наглядный пример ее успешности. Что же касается образования, то ее принципы нашли отражение в новой образовательной системе – педагогике служения.

Впрочем, ланкастерскую систему как-нибудь обсудим отдельно, а пока еще раз подчеркнем: если наши ученики войдут в одну и ту же образовательную реку дважды – это будет уже смерти подобно. Разве нам хочется умирать?