После катастрофических потерь, когда убыток производителя составил более 70 млрд. рублей, АвтоВАЗ серьезно пересмотрел свою деятельность. Напомним, что начиная с 2015 года, когда в итоге выпуска новых моделей, плачевной ситуации на отечественном автомобильном рынке, девальвации рубля и общего снижения покупательской способности, завод начал стремительно терпеть убытки. После того, как производитель нарушил ковенанты по своим кредитным договорам с банками, было принято решение просить поддержки акционеров, чтобы полностью не остановить всю операционную деятельность.
Уже к сентябрю 2017 года удалось достичь операционной прибыли почти в 2 млрд. рублей, что позволило сделать оптимистичные прогнозы о скорой выплате дивидендов. Улучшению результатов в первую очередь поспособствовала рекапитализация завода, произведенная ключевыми акционерами – компаний Renault и государственной корпорацией «Ростех». Из выделенных на программу 107 млрд. рублей существенная часть была направлена на погашение задолженности перед акционерами, который по состоянию на 2016 год исчислялся такими суммами: «Ростех» - 51,28 млрд.руб., Renault – 25,3 млрд. руб., в том числе на 22 млрд. руб. просроченного долга.
Практически весь объем денежного долга был конвертирован в акции, которые по закрытой подписке были приобретены совместной компанией Renault и «Ростех» под названием Alliance Rostec Auto. Не исключено, что в итоге предприятие обретет полный контроль над АвтоВАЗом, для чего нет никаких законодательных препятствий.
Полностью программа будет завершена в октябре 2018 года, после чего, по мнению аналитиков, завод сможет зажить принципиально иной жизнью. Потому что сейчас, даже при наличии развитой дилерской сети, больших мощностей, вполне конкурентоспособных моделей, бремя огромного долга мешает автоконцерну реализовывать имеющийся потенциал.
Хотя рекапитализация позволит соблюдать обязательства по банковским кредитам и поможет расплатиться с акционерами, отрицательный денежный поток следует продолжать снижать путем общего уменьшения издержек и увеличения продаж, внутренних и экспортных. Стабилизирующееся положение российского авторынка именно сейчас предоставляет автопроизводителю плацдарм для активного развития.
За анализируемый период россияне приобрели почти 170 тысяч автомобилей АвтоВАЗа, что на 21 % превысило показатель прошлого года. Наиболее популярной по-прежнему остается Vesta, которая за первое полугодие 2018 года нашла себе 8991 владельца.
Многие месяцы находясь в топе самых продаваемых моделей, целое семейство Vesta (седаны, универсалы, в том числе и внедорожные варианты) является главным конкурентом Kia Rio. Но если «кореец» имеет стабильно хорошие показатели спроса, то Vesta демонстрирует стремительный рост продаж за 2018 год.
Следом за «сородичем» идет абсолютный бестселлер – Granta, которая держит лидирующие позиции с 2012 года и не собирается снижать обороты. За текущий год было продано 7559 экземпляров, а поклонники модели уже ожидают осеннего рестайлинга, обещающего уравнять дизайн Granta c Vesta.
На бронзовой ступени пьедестала вновь возбудивший к себе интерес хэтчбек X Ray, реализованный в количестве 4309 автомобилей. Автодилеры отмечают невиданные ранее ежемесячные продажи и с любопытством ждут реакции на модификацию Cross.
Завершает список универсал Lada Largus, ушедший в количестве 4303 экземпляров фургонов и грузопассажирских моделей.
Следует отметить и рост корпоративных продаж, который увеличился на 32%, в том числе за счет большой поставки для нужд «Почты России».
Наконец, именно отечественный автопром начали приобретать московские службы каршеринга.
Если в 2017 году производитель с гордостью рассказывал об увеличении объема экспортных поставок на 25%, то за первое полугодие 2018 года этот показатель возрос до 64% или 16 592 экземпляров.
Самыми благодарными потребителям по-прежнему остаются белорусские и казахстанские автолюбители, приобретающие преимущественно Lada 4х4 и Vesta. С 2018 года АвтоВАЗ начал осваивать новые рынки, которыми стали Тунис, Куба и Чили. Всего же отечественные автомобили поставляются в три десятка мировых стран, в том числе в Сербию, Словакию, Болгарию, Иорданию, Китай и Литву. В 2017 году седан, универсал и внедорожник Vesta начали экспортироваться также в Германию, Венгрию, Австрию и по итогам года разошлись по Европе в количестве 5 200 автомобилей.
Перспективы продукции АвтоВАЗа за рубежом в первую очередь зависят от ценовой политики. Например, универсал Vesta SW позиционировался в ценовом диапазоне от 15 тыс. евро до 17 тысяч в версии Cross.
В сравнении с аналогичным по техническим характеристикам универсалом Dacia Logan MCV, стоящим 8-14 тыс. евро, Lada становятся абсолютно неконкурентоспособной.
Схожая ситуация обстоит с Lada 4x4, ценник на которую составляет 13 – 14,5 тыс. евро, тогда как популярный Duster предлагается за 10,7 тыс. евро.
Аналитики АвтоВАЗа поясняют, что нельзя сравнивать европейскую и российскую ценовые политики, так как, к примеру, цены немецкого рынка не в пример выше остальных государств. Следует помнить и о том, что выходя на европейские рынки, приходится разрабатывать модели, соответствующие международным экологическим и техническим нормам. Эти доработки влекут за собой большие затраты, включаемые в себестоимость продукта.
Хотя в целом бренд хорошо был принят европейскими автолюбителями, руководство концерна признает, что наиболее выгодными экспортными рынка были и остаются страны СНГ.
На 2018 год Минпромторг почти в 2 раза сократил размер господдержки потребительского спроса на автомобили, сконцентрировавшись на адресных программах. Министерство планирует благодаря льготным кредитным договорам реализовать порядка 50 тысяч автомобилей, при этом скидок на процентные ставки по автокредитам покупателям более не следует ожидать.
Чиновники объясняют такую меру тем, что текущие ставки и так уже упали до уровня 2014 года. Предельная стоимость автомобиля, который возможно приобрести по программе, составляет 1,5 млн. рублей. Ценник был повышен с целью компенсации прошлогоднего подорожания машин, а также для расширения ассортимента подпадающих под программу моделей.
Аналитики АвтоВАЗ не выказывают волнения по поводу сокращения господдержки. Они уверены, что это не помешает заводу продолжать наращивать свою долю на отечественном рынке. Учитывая общее повышение цен прочих производитель, АвтоВАЗ планирует оказаться в выигрышном свете со стоимостью своих моделей. Кроме того, рост авторынка пусть медленный, но однозначно будет идти за счет отложенного потребительского спроса из-за нестабильного 2017 года. А негативные ожидания еще большего уменьшения государственного стимулирования могут вынудить автолюбителей активнее приобретать себе транспорт, пока имеются льготные предложения.
Кроме того, после вхождения в альянс Renault-Nissan в состав предприятия был включён Ижевский автозавод, производственная мощность которого составляла 250 тысяч автомобилей в год и могла быть оперативно увеличена без значительных вложений до 300 тысяч. Таким образом, суммарная производительность конвейеров, которые необходимо загрузить АвтоВАЗу, превышает 1 млн. 200 тыс. автомобилей в год. Любой специалист прекрасно понимает, что простой таких мощностей выливается в крупную сумму, которая перекладывается на себестоимость товарной продукции, а удельная производительность персонала будет крайне низкой.
Основным препятствием, с которым сталкивается руководство компании, является отсутствие необходимого количества моделей и платформ, которые позволили бы задействовать все имеющиеся активы. И если копнуть глубже, мы увидим крайне нерационально организованную логистическую цепочку.
В настоящий момент на ВАЗе активно используется платформа Гранта/Калина, на основе которой выпускается ещё и семейство Datsun, то есть расширять модельный ряд на её основе попросту некуда, другое дело – предлагаемые модификации, но об этом поговорим позже.
При этом вместо того, чтобы максимально загрузить имеющуюся линию, адаптированную именно бод эти семейства, руководством завода было принято решение о переводе автомобиля Гранта в кузове лифтбек в Ижевск. Платформа Приоры уже практически снята с производства, поскольку включает только модификацию седан.
Что касается внедорожников, то часть производственных мощностей ориентирована на обеспечение конвейера GM-АвтоВАЗ, а другая – на выпуск старого поколения Lada 4х4 (которая сейчас производится на одной ветке конвейера с Приорой).
Флагман предприятия Vesta являет собой пример самой неэффективной организации производственного процесса, поскольку основная часть деталей выпускается на головном предприятии, остальная часть – закупается за рубежом, а сформированный машинокмплект транспортируется для сборки в Ижевск. Таким образом, мы фактически видим частично загруженное производство с крайне нерациональной логистикой и огромными накладными расходами, что является широчайшим полем для деятельности, направленной на оптимизацию.
Что касается сотрудничества с альянсом Renault-Nissan, то передача на АвтоВАЗ платформы B0 была сделана с прицелом на выпуск многочисленных модификаций на её основе, что и было реализовано.
Фактически на одной агрегатной базе выпускаются разноплановые автомобили, ориентированные на различные целевые аудитории, что позволяет существенно снизить себестоимость и увеличить загрузку конвейера.
Основным слабым местом этого направления является крайне низкий уровень локализации, что делает автомобили достаточно дорогими для внутрироссийского рынка и снижает спрос на них.
Этот недостаток стал характерен и для традиционно отечественных моделей, поскольку номенклатура импортных компонентов в них постоянно растёт.
Активное использование зарубежных компонентов и расширение их номенклатуры в ущерб отечественным производителям в условиях низкого курса доллара позволяло существенно повысить качество продукции при незначительном росте стоимости. В текущих же условиях импортные детали стали дороже фактически вдвое, что моментально отразилось и на себестоимости конечной продукции, которая по отпускной цене вплотную приблизилась к бюджетным иномаркам. Всё это привело к очередной смене руководства и активным попыткам найти выход из сложившейся ситуации.
Такой подход оправдан только в отношении самых дешёвых моделей, например – Гранты. Это прекрасно понимает и руководство завода, поскольку работа в этом направлении признана приоритетной и направлена на получение определённой доли рынка подержанных автомобилей.
Что касается текущих сокращений персонала, то эффект от этих мер будет малозаметным и проявится лишь в краткосрочной перспективе. Проблема заключается в том, что в данный момент сокращению подвержены квалифицированные инженерно-технические кадры, задействованные в проведении конструкторских работ.
Ввиду отсутствия планов по внедрению принципиально новых моделей в ближайшей перспективе их сокращение не отразится на работоспособности предприятия. Однако в последующем, когда необходимость в новых разработках станет ещё более острой, АвтоВАЗ уже не будет обладать достаточными для их проведения компетенциями.
Надежды на реализацию совместных проектов с Renault-Nissan тоже не оправданы, поскольку концерн и так обладает огромным количеством производственных площадок, в том числе и в России, которые необходимо загрузить собственными моделями. Именно стремлением хоть частично задействовать все конвейерные линии и обусловлена столь неэффективная логистика АвтоВАЗа.
Что касается увольнения рабочих, непосредственно занятых на производстве, то эта мера также имеет негативные последствия в отдалённой перспективе. Рано или поздно, завод столкнётся с необходимостью восстановления объёмов производства, а это повлечёт за собой потребность в квалифицированных сотрудниках, а набор новых работников будет сопряжён со значительными затратами на их обучение и подготовку непосредственно на предприятии.
Этот факт до недавнего времени находил понимание у руководства, поскольку ещё в феврале текущего года было принято решение о переходе на четырёхдневную рабочую неделю, чтобы сохранить численность персонала. По тогдашним прогнозам главы Министерства труда Максима Топилина это позволило избежать сокращений в течение полугода.
Таким образом, мы можем наблюдать типичные признаки управленческого кризиса: частая смена руководства, постоянная корректировка производственных планов, стремление достичь хороших показателей в минимальные сроки без оглядки на краткосрочный эффект от таких мер.
Естественно, что разом разрешить все проблемы мог бы резко поднявшийся спрос, но, к сожалению, в кризисных условиях это невозможно.
Более того, на будущий год суммарные объёмы продаж новых автомобилей в России не превысят 1 млн. 300 тыс. экземпляров, что фактически равно проектной мощности АвтоВАЗа и его смежных подразделений.
Как видно из вышеперечисленного списка, разработка новых моделей является вопросом долгосрочной перспективы, ресурсы для реализации которой будут аккумулированы за счёт внедрения первых трёх пунктов.
Таким образом, реализуемая ныне программа по оптимизации и повышению эффективности производства на АвтоВАЗе имеет целью скорейшее достижение краткосрочных результатов, в частности выход к 2018 году на безубыточный уровень. Однако последствия этих мер в отдалённой перспективе приведут к падению культуры производства и потере технологических компетенций.