Джазовая культура в СССР ассоциировалась с буржуазией и империализмом. Многие поклонники американской музыки считались представителями контркультуры, а высшее политическое руководство всерьез воспринимало увлечение джазом как" шаг " на пути к предательству.
По свидетельствам историков, однажды Никита Хрущёв в приступе гнева разбил джазовые пластинки сына, который увлекался коллекционированием американской «буржуазной» музыки. Однако джаз быстро набирал популярность среди обычных советских граждан. Многие, несмотря на «глушилки», слушали «Голос Америки» и «Свободу», откуда и узнавали последние новости из джазового мира.
"Сегодня саксофон, а завтра, понимаешь, шпион!" - Никита Хрущёв первый секретарь ЦК КПСС
В СССР джаз ассоциировался с западным капиталистическим обществом. Советская власть называла музыкальный жанр "буржуазным", то есть "чуждым" рабочему классу. Кроме того, многие российские джазмены попадали в разряд "попсовых" певцов, чтобы остаться на сцене.
Несмотря на активную борьбу с иностранным вещанием в СССР, многие люди продолжают слушать "Голос Америки" и "свободу". Коротковолновые радиоприемники позволяли обходить помехи. В то же время в валютных магазинах "Березка" продавались приемники с расширенным диапазоном, что позволяло слушать западные станции без ограничений. Однако доступ к такой торговле был ограничен ограниченным числом лиц, включая иностранцев, послов и должностных лиц высших партий.
В 1962 году Соединенные Штаты и СССР обменялись "культурными послами". Джазовый ансамбль Бенни Гудмена приехал в Москву, а советский пианист Святослав Рихтер уехал в Штаты. Это произошло на фоне обострения Карибского кризиса. "Культурный обмен "между Москвой и Вашингтоном стал своеобразным способом" смягчить " напряженную ситуацию.
На концерте Гудмана в Лужниках в 1962 году присутствовали высшие советские чиновники: первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, вице-премьер Алексей Косыгин и министр культуры Екатерина Фурцева. Публика встретила артистов бурными аплодисментами, музыкантов несколько раз вызывали на бис, и зрители не покидали места, пока не выключили свет.
Американские музыканты, гастролирующие в странах социалистического блока, получили прозвище "послы джазовой дипломатии".
Во времена генсека Леонида Брежнева критика американской музыки только усилилась . По мнению советских властей, джазовый репертуар оказывал "губительное воздействие" на молодежь, портя ее сознание. Кроме того, власти считали джаз мощным идеологическим оружием. Многие советские граждане под влиянием пропаганды считали, что музыкальный жанр раскрывает негативные стороны простой жизни в СССР.
В 1985 году, с началом «Перестройки», изменилось и отношение к джазу среди советской политической элиты. В период реформ первого президента СССР Михаила Горбачёва страну посетили многие американские джазмены.
С падением Советского Союза приемы "джазовой дипломатии" стали использоваться российским МИДом. В 1995 году саксофонист Игорь Бутман выступал в Кремле перед президентами России и США-Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном. По словам музыканта, американский лидер остался доволен выступлением Бутмана и" аплодировал стоя ".