— Как же мне тебя называть? Ты можешь смело звать меня Джем. Меня так зовут в семье, мама и сестры, и все мои друзья, а тебя как называют?
— Понимаешь, — грустно сказал зверек, — Я теперь живу один. Совсем один. Так безопаснее. Поэтому никто меня никак и не называет. А когда я был маленький, у меня тоже была мама. И была сестренка. Я помню! Но я так давно их не видел…
Огромные глаза зверька стали наполняться слезами, но он не заплакал. Джему совсем не хотелось расстраивать своего нового приятеля.
— Ну, вспомни, пожалуйста! — попросил он, — Или, если хочешь, я сам придумаю тебе имя.
— Нет, новое имя я не хочу. Мне будет приятно, если ты будешь звать меня так, как называла мама.
— Ну, и как же она тебя называла? Вспомнил?
— Когда она звала меня с сестрой с улицы домой, она обычно кричала: «Каюка-Паюка»! Но я не помню, кто из нас был Каюка, а кто – Паюка.
— Ну и замечательно! Я так и буду тебя звать «Каюка-Паюка». Отличное имя! Мне нравится.
И тут Джем вспомнил про бутерброд, оставшийся в кармане курточки: — Каюка-Паюка, ты проголодался? Давай, я угощу тебя бутербродом.
— Нееет, спасибо! Бутерброды я не ем. Вот семечки – другое дело. Но я уже съел одно, мне на сегодня хватит. Я не голоден.
— Ну, как хочешь. Я тоже пока не проголодался. Потом съем. А скажи, Каюка-Паюка, где ты живешь? Ты сказал, что вылезаешь на поверхность планеты только ночью, а где ты прячешься днем?
— Мы все сейчас живем в норках. Выйти на поверхность или спуститься ниже можно по вертикальному туннелю, а если захочешь пойти к кому-нибудь в гости, надо идти по горизонтальному туннелю. Их много прорыто в грунте планеты. Но, как правило, можно долго идти по туннелю и никого по пути не встретить. Я вчера весь день бегал туда-сюда. Просто от скуки. Даже вспотел. Так хотелось с кем-нибудь поболтать о том, о сем. Так никого и не встретил. Пойдем, я тебе покажу.
Джем со своим новым приятелем вылезли из шалаша. Прохладный воздух заполнил легкие. Хотелось дышать полной грудью, так было свежо и прохладно. К тому же воздух был пропитан дивными ароматами. Так пахнут цветы или свежие фрукты. Но ведь ни одного деревца, ни одной травинки не было видно вокруг. Джем решил спросить об этом у друга, но в этот момент они как раз подошли к краю ущелья, и Каюка-Паюка попросил его лечь у обрыва, чтобы случайно не оступиться, и посмотреть на отвесные стены.
— Смотри, ты видишь в некоторых местах утолщения почвы? Там проходят наши туннели. Это ущелье возникло недавно. Земля разошлась, потому что корни деревьев теперь не удерживают слои земли. Раньше тут не было ни одного ущелья, а теперь каждый раз, когда я ночью выхожу погулять, их становится все больше и каждый становится шире.
— Что же делать? Так скоро они всю планету исполосуют вдоль и поперек. Погулять будет негде!
— Да! И самое страшное, они разрушат нашу систему подземных туннелей! Как же мы будем ходить друг к другу в гости?
— Расскажи мне, ты ведь знаешь, наверное, почему все переселились с поверхности планеты в подземелье и в подземные туннели? Когда это случилось? И почему?
— Да, я знаю, хотя это произошло давным-давно. Еще до моего рождения. Но мне мама рассказывала. Иногда к нам в гости приходил ее брат, дядя Юрун. Они сидели и вспоминали, как хорошо было раньше. А я слушал. Но это было так давно! Я теперь и не знаю, точно ли это было на самом деле или это все сказки.
— Расскажи-расскажи! — попросил Джем, — Пусть сказки, все равно интересно!
— Но это – длинная история, а скоро рассвет. Видишь, солнце становится ярче, а звезды тускнеют. Давай отложим эту историю на завтрашнюю ночь. Ты придешь?
А здесь – аудиозапись этой серии: https://vk.com/iddjem