Найти тему
Эссенция

Принцип разделение властей в истории стран Запада

Воспринимаемая нами ныне как данность, теория разделения властей, явление относительно молодое, в привычном для нас виде она сложилась около 300 лет назад. Она начинает возникать лишь на стадии развития общества и государства, когда возникают все необходимые предпосылки для участи широких масс в жизни страны и общества, ищутся гарантии прав и свобод.

Родоначальниками принципа разделения властей признано считать английского философа Джона Локка и французского просветителя, философа Шарля Монтескье. Они «рассматривали эту систему как реальную гарантию прав и свобод граждан, как возможность защиты от государственного произвола.»

Идеи относительно рассматриваемого нами принципа Локк изложил в “Двух трактатах о государственном управлении” написанных в 1690 году. В своём главном произведении он утверждает о том, что необходимо проводить разделение власти законодательной с властью исполнительной. Локк видел в разрабатываемой им теории способ разрешения различных социально-политических задач. По его мнению, это деление поможет избежать злоупотребления властью. Которая может возникнуть в ходе выполнения государством главной своей миссии (защиты прав и свобод граждан) из-за её многогранности и сложности.

По мнению Локка законодательная власть ложится на плечи парламента, а исполнять акты, изданные им, должна исполнительная власть в лице короля и правительства. По его мнению, верховной является власть законодательная, а все остальные всячески воздействуют на нее. Если вдруг между ветвями власти возникает конфликт, то та власть действия или бездействия со страны которой и вызвали его, вступает в конфликт с народом и должна быть сменена силой. “Несправедливой и беззаконной силе, говорит он, – нельзя противопоставить ничего, кроме такой же силы”. С практической точки зрения это положение кажется мало полезным, «если только не существует некого органа с юридическим правом объявлять, когда сила “несправедлива и беззаконна”»

Следует отметить, что Локк выделял наряду с исполнительной и законодательной еще и федеративную власть, в сферу деятельности которой входило ведение делами внешней политики, отношения с другими государствами. Судебная власть им не выделяется в самостоятельную.

Локк не был противником монархии в целом, но абсолютную воспринимал с крайней степенью неприязни. Поскольку та не может быть совместима с гражданским обществом. Он объяснял это тем, что власть, не подчиненная закону, не может обеспечить подчинение ему и других властей, и лиц. Следовательно, она не может служить гарантом прав и свобод человека.

«По теории Джона Локка, власть может быть эффективной, если она разделена между её носителями.»

Разработанная Локком теория получила законченный вид в трудах Шарля Монтескье. Именно вариант принципа разделения властей Монтескье, в которой судебная власть выделялась в независимую на ряду с остальными и стал в итоге классическим.

Монтескье считал, что в каждом государстве существуют три ветви власти:

«власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского и судебная.»

Первая создает законы, исправляет или отменят их – это монарх или учреждение; вторая, которую можно назвать исполнительной властью, решает вопросы войны и мира, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность; третья власть карает преступников и решает споры частных лиц, ее можно называть судебной.

По мнению Монтескье каждая власть должна обладать средством контроля другой, и этот контроль должен носить взаимный характер. Доминирующей, как и у Джона Локка является власть законодательная, а деятельность двух других имеет подзаконный характер.

Гарантией осуществления системы сдержек он видел в том, что органы исполнительной власти не могут собираться по собственной инициативе, а время созыва и срока заседаний устанавливается властью исполнительной. Судебная же власть умеряет закон для его же блага.

Принцип разделения властей, при наличии работающей, системы сдержек и противовесов служит главным условием политической свободы в обществе.

Один из основоположников марксизма, Ф. Энгельс полагал, что принцип разделения властей представляет собой деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля.

Видный немецкий юрист Георг Еллинек высказывал сомнения по поводу возможности реализации принципа разделения властей в жизни. По его мнению, весьма сомнительным представляется вариант, когда законодательная власть в лице парламента сможет сдерживать монарха (исполнительную власть). По его мнению, вся теория рассчитана на какую-то невероятную комбинацию, и уже поэтому применимость и действенность тории можно поставить под сомнения.

Французский юрист Морис Ориу применял немного иной подход нежели Локк или Монтескье. Опираясь взаимосвязи и взаимное “равновесие” властей он выделял: политическую и экономическую, военную и гражданскую, гражданскую и религиозную и др.

«Одним из преимуществ теории равновесия является то, что она придает смысл и значение многочисленным разделениям, которые видны даже при самом поверхностном наблюдении над государственным режимом» данное замечание Ориу видится вполне справедливым. Сам государственный режим понимается им как режим разделения. Равновесие он находится благодаря тому, что он разделяет окружающие его силы благодаря их противопоставлению, и восполнения одной за счет другой.