Найти тему
Иль Аб.

Паровые тракторы на русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.

Когда посмотрел фильм «Турецкий гамбит», то меня шибко удивила одна сцена, где герой Башарова ездит на паровом тракторе. Сие действие происходит во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Во время просмотра я подумал – вот до чего наши киношники докатились, завлекают зрителя фантастическими сценами. Ну, какие трактора, пусть и паровые, в те годы. Но оказалось, что сцена правдива. Такой транспорт в реальности применялся на той войне и именно со стороны российских войск.

Но давайте начнем сначала. Войны в девятнадцатом веке показали, что мобильность армии напрямую влияет на победу. Ранее со всеми перевозками прекрасно справлялась конная тяга. Но со временем количество грузов увеличилось, а скорость лошадок оставалось прежней. Что не устраивало воюющие стороны.

Конечно, к этому времени во многих странах имелись железные дороги. Но у них есть существенный минус – их можно проложить не везде и их прокладка требует денег и усилий.

Еще в 1769-1770 гг. французский инженер Кюнье пытался построить паровой автомобиль для перевозки артиллерии. Однако попытка была неудачной.

Из Яндекса. Паровик Кюнье.
Из Яндекса. Паровик Кюнье.

Но через 85 лет англичане успешно применили «дорожный локомотив» (паровой тягач) для перевозки большого количества грузов. Произошло это во время Крымской войны в 1854 г. Попытка была признана удачной.

Через 16 лет такую же попытку предприняли немцы. Но здесь роль сыграло скептическое отношение немецкого командования к указанным транспортным средствам, что привело к тому, что трактора большей частью простаивали.

Стоит сказать, что трактора тех лет представляли собой машины с горизонтальным расположением паровых котлов. Вес этих монстров колебался от 4 до 10 тонн с мощностью до 10 л.с. в среднем на одну условную лошадку приходилась 1 тонна веса самого трактора. Скорость также была небольшой – не более 5-6 км/ч. кроме этого через каждый час приходилось пополнять котел водой. Но, несмотря на это, каждый трактор мог тянуть груз до 2.5 раз больше своего веса.

Из Яндекса. как видно из описания, за трактором туземки несут дрова.
Из Яндекса. как видно из описания, за трактором туземки несут дрова.

из яндекса. Трактор Фаулер 1887 г. ради повышения проходимости на него поставили 12 футовые колеса.
из яндекса. Трактор Фаулер 1887 г. ради повышения проходимости на него поставили 12 футовые колеса.

В России первые паровики (тогда их называли локомобили) появились в 1857 г. Фирма братьев Бутеноп поставила тогда в Российскую империю две машины – одну английского производства, вторую германского с мощность в 10 и 8 л.с. соответственно. Опыт их использования в мирных целях был признан успешным и власти начали закупку тракторов для нужд страны. В том числе и для армии. И к началу русско-турецкой войны в армии было 12 паровиков, которых обслуживала специальная команда численностью в 54 человека.

С началом войны все трактора были отправлены на фронт, где сразу же начали перевозить военные грузы. Согласно статистике за 19 дней (с 7 по 25 мая) ими было перевезено 358 тонн различного груза на разную дистанцию.

Из Яндекса. Макет трактора Ф.А. Блинова 1888 г. Имел привод от паровой машины мощностью 12 л.с. Скорость 3 версты в час (3,2 км/час).
Из Яндекса. Макет трактора Ф.А. Блинова 1888 г. Имел привод от паровой машины мощностью 12 л.с. Скорость 3 версты в час (3,2 км/час).

Трактора на фронте успешно применялись до осенней слякоти. Зимой же их поставили на прикол, но с наступлением весны их эксплуатация продолжилась. С марта по июнь 1878 г. ими было перевезено более 4 300 тонн груза. А всего трактора за время этой войны перевезли более 9 300 тонн различного груза. Работа локомобилей в русской армии была признана успешной и широко освещалась в печати.