5 июня в соцсетях широко распространилось видеообращение жителя Лос-Анджелеса Бедроса Хаджяна, сообщавшего о том, что афроамериканцы-участники массовых акций протеста в США готовят нападение на армян. "На армянскую общину готовятся массовые нападения со стороны представителей афроамериканской диаспоры, а также активистов "Антифа" и "Black lives matter". Это уже не игрушки. Это опасность не только для нас, но и будущих поколений", - сказал Хаджян.
СВОИ СЛОВА ОН ПОДТВЕРДИЛ ВИДЕОМАТЕРИАЛОМ, в котором чернокожий активист утверждает, что его избили армяне и называет конкретные адреса. Обращаясь к своим «братьям и сестрам», сей пострадавший без единого следа насилия на лице заявляет, что пора прекратить "произвол" со стороны армян и "восстановить справедливость". Хаджян также продемонстрировал страницу другого афроамериканца в соцсети Фейсбук, на которой размещены призывы начать протесты в Глендейле, где, дескать, "сосредоточены расисты".
«Они массово предлагают нападать на армян. Эти сообщения необходимо отправлять в полицию, а эти лица должны нести ответственность, так как призывают к насилию на почве национальности. Это уже расизм и терроризм", - подчеркнул Бедрос Хаджян. Его видеообращение получило широкое распространение, а в многочисленных комментариях люди приводили аналогичные антиармянских посты в ФБ с призывами к нападению на членов армянской диаспоры.
Обращение активиста армянской общины заметили и отреагировали на него даже российские сайты. В частности, популярный ресурс pikabu.ru отмечал, что «потомки армян, бежавших от геноцида в Турции более ста лет назад, могут столкнутся с новыми погромами. И это не в стране третьего мира, а в США...». Армянская пресса также сообщила об этом, активное обсуждение развернулось и среди армян – граждан РА. Молчало лишь ведомство, которого непосредственно касалась информация, Главного уполномоченного по делам диаспоры.
Между тем, казалось, именно Заре Синанян – бывший мэр города Глендейла и должен был бы отреагировать в первую очередь, причем незамедлительно. Должен был использовать свое знание города и штата, задействовать все свои связи, выступить уже от имени Республики Армения с обращением или призывом к полиции обеспечить защиту соотечественников и принять меры для задержания провокаторов и расистов. Уже не говоря о том, чтобы попытаться понять, стоят ли за этим турки и азербайджанцы, для которых, как известно, пропаганда и насаждение армянофобии в разных странах является одной из стратегических целей. В этом смысле Калифорния для них по понятным причинам одна из главных мишеней.
Но Заре Синанян молчит, хотя прошло уже 4 дня. Заре Синанян вообще молчит весь тот период, когда он вынужден был прекратить свои зарубежные вояжи, польза для страны и Диаспоры от которых так и осталась загадкой. Заре Синанян никак не позиционирует себя в той войне с коронавирусом, которая идет в Армении вот уже три месяца. А ведь именно на этой стезе как нельзя лучше можно было бы проявить себя, сидя, наконец, на рабочем месте со своим аппаратом, который, согласно СМИ, довольно солидно оплачивается и получает щедрые премии. Что касается самого уполномоченного, то после его назначения ходили упорные слухи, что цена согласия переехать в Ереван и занять сей пост – 25 тысяч долларов ежемесячно.
ЧТО ЖЕ МОГ СДЕЛАТЬ ЗАРЕ СИНАНЯН СО СВОИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ в эти месяцы в условиях эпидемии? Помимо оперативных случаев, подобных калифорнийскому, много чего полезного для реальной помощи стране. Например, провести предварительную работу среди специалистов Диаспоры с целью возможного приглашения их в Армению для грамотных и профессиональных консультаций и рекомендаций правительству. Собственно, во многих случаях это можно было бы организовать и без приезда – в режиме онлайн.
К примеру, на днях появилась информация о том, что несколько врачей-армян из-за рубежа откликнулись на призыв Министерства здравоохранения и прибыли в Ереван для помощи местным коллегам. Спасибо им огромное! Но что мешало аппарату Главного уполномоченного по делам Диаспоры заблаговременно провести работу по выявлению тех соотечественников, которые в случае необходимости могут приехать и помочь родине?
Речь идет не только о медиках и специалистах в сфере здравоохранения - эпидемиологов, вирусологов, инфекционистов и пр. Создавшаяся в стране ситуация требует объединения усилий самых разных специалистов, в том числе –психологов, экономистов, социологов. А более всего – специалистов антикризисного управления, которых в Армении, надо понимать, либо нет вообще, либо их раз-два – и обчелся. Именно уполномоченный по Диаспоре мог бы инициировать создание группы антикризисного менеджмента для помощи явно не имеющему подобных навыков правительству. Но, судя по всему, Заре Синаняну это и в голову не приходит.
В свое время министра Диаспоры критиковали за «комсомольские» методы работы. Но давайте вспомним, что именно тогда создавались ассоциации армянских врачей, юристов, экономистов, журналистов и пр. Эти активисты были бы как нельзя кстати в нынешней ситуации, но их нет. Как-то не верится, что аппарат Синаняна сохранил связи и контакты с этими людьми, многие из которых, даже учитывая некоторую формальность организаций и форумов, способны были бы помочь нам сегодня. Ведь смысл и цель создания ассоциаций и связей с соотечественниками-специалистами в разных сферах были еще и в этом: объединении усилий для помощи исторической родине в решении многочисленных проблем.
Заре Синанян об этом знает? Если знает, почему не делает? Почему уполномоченный по делам Диаспоры не предлагает правительству и комендатуре привлечь специалистов из Спюрка для поиска выхода из сложнейшей в истории независимой Армении ситуации? Речь ведь идет об опаснейшем вызове, для преодоления которого необходима мобилизация всего потенциала армянского народа. Ведь премьер-министр лично пригласил Синаняна и наверняка мог бы прислушаться к его советам в условиях, когда аналогичные многочисленные советы такого рода от других и слышать не желает.
Но Заре Синаняна нет. В буквальном смысле – его нет в публичном пространстве все эти 3 месяца. Последнее заявление уполномоченного было признанием в том, что торжественно заявленная массовая репатриация оказалась мифом, а Армения не имеет подобной возможности. На что тогда были направлены его дорогостоящие поездки, остается лишь догадываться, но это совершенно другой вопрос. Где Заре Синанян сейчас? Он в Армении или улетел к себе в Глендейл, подобно другой залетной чиновнице, укатившей рожать в Европу и явно не спешащей возвращаться, несмотря на проваленную по ее вине важнейшую сферу?
ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС НАМ НЕИЗВЕСТЕН. На фоне упомянутой чиновницы нужно даже возрадоваться бездействию Синаняна. Оставшийся без халявных путешествий, он наверняка напоминал бы выброшенную на сушу рыбу, лишившуюся любимой «игрушки» и явно не понимающую, чем бы занять себя в условиях запрета на авиаперелеты.
Исчезновение Заре Синаняна дает все ответы на вопрос о том, как именно он представлял себе работу на ответственном посту: блистая голливудской улыбкой в свете лафитов после очередного травела. Режим ЧП, естественно, не входил в планы глендейлского экс-мэра, но стал таким же лакмусом для него, как для многих других представителей власти и прикормленных ею, как ранее бывшими, «интеллигентов».
В Ереване ли Синанян или в Калифорнии, можно не сомневаться в одном: он исправно получает свою солидную зарплату, коротая время в ожидании того, когда можно будет возобновить совершенно бесполезные, как уже ясно всем, но дорого обходящиеся казне путешествия.
Вардуи МИКАЕЛЯН