Сегодня был свидетелем того, как человек на электросамокате мчался по проезжей части, маневрируя среди автомобилей, стоящих в пробке. Другой - на электросамокате двигался в крайнем левом ряду по дороге, обгоняя автобусы и троллейбусы.
В моем городе благоприятная среда для велосипедистов, самокатов и для пеших прогулок. Не бывает снега и холодов, и температура редко опускается ниже +10 градусов. Зато пробки у нас жуткие – и это правда!
Поэтому передвижение на электрическом самокате – это выход из положения. Удобно, быстро и без пробок. Самокатов у нас много даже зимой, а летом – очень-очень много!
Передвигаются на них и по проезжей части, и по тротуару. Есть велодорожки, но они также резко заканчиваются, как и начинаются. Поэтому ездить по ним не всегда возможно.
Безопасно ли ехать на самокате по проезжей части, даже при наличии шлема и светоотражающей маркировки – НЕТ:
· скорость самокаты могут развивать достаточно высокую;
· рассчитана ли его тормозная система на такую скорость или нет;
· колеса у него маленькие, которые «чутко» реагируют на качество дорожного покрытия;
· на нем очень легко попасть в «слепую зону» для водителя автомобиля.
Список можно продолжать...
Безопасно ли передвигаться на самокате по тротуару – тоже НЕТ. Опять же скорость высокая и при столкновении с пешеходом могут быть серьёзные травмы. По данным статистики резко возросло количество происшествий с участием электросамокатов, как на дороге, так и на тротуарах и парках и скверах.
Так, что же им нет места нигде!
С точки зрения правил дорожного движения, водитель самоката приравнивается к ПЕШЕХОДАМ: как лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты или иные аналогичные средства. В ГИБДД на данный момент считают, что весь электротранспорт относится к пешеходам.
А если пешеход, то нужно соблюдать обязанности пешехода. Правила движения пешеходов установлены в разделе 4 ПДД.
Передвижение разрешено по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. А если их нет, или движение по ним создает помехи для других пешеходов, то по краю проезжей части навстречу движению.
Пешеходам не нужен шлем и водительские права.
Если внимательно прочитать правила дорожного движения, то электросамокат можно приравнять и к мопедам, со всеми вытекающими последствиями. Для управления таким транспортным средством необходимы уже водительские права, а их отсутствие влечет наложение соответствующих санкций.
Такая позиция находит подтверждение в суде при привлечении к административной ответственности. Расскажу в следующей статье, как складывается судебная практика в отношении привлечения водителей электросамокатов к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Какое наказание за езду на самокате в нетрезвом виде?
Так, что правильно считать, что человек на электроскутере - это пешеход! А значит и движение по проезжей части запрещено.
Совершенно очевидно, что законы не успевают за техническим прогрессом. Электросамокаты, гироскутеры и моноколесо уже давно на наших улицах, а законодательно до сих пор не определено, что это за категория участников дорожного движения, где им разрешено перемещаться и какие обязанности соблюдать.
В следующий раз, я расскажу о том, какие поправки будут внесены в правила дорожного движения и как они изменят жизнь водителей электросамокатов. Но это на будущее.
А пока, необходимо руководствоваться действующими правилами и соблюдать безопасность дорожного движения!