В 1920 году войска Р.С.Ф.С.Р. и вооруженные отряды бухарцев штурмом взяли город Бухару.
Немногочисленные публикации об этом в интернете часто сопровождаются картиной «Штурм крепости. Старая Бухара.»
Отважные и героические кавалеристы при поддержке броневика устремляются к воротам, развеваются знамена, вьются клубы дыма, горизонт застилают дым пожарищ.
Автор картины - Сибирский Вениамин Михайлович, советский, позднее российский художник-живописец, баталист и портретист.
Вот картина в более приемлемом качестве:
Маленькая проблемка: ничего этого не было. Собственно крепость, цитадель Бухары, под названием Арк сдалась штурмующим без боя, вооруженное сопротивление защитников Бухары прекратилось примерно на полпути от ворот города, где-то в районе Ляби-Хауза.
Вот как выглядела площадь перед Арком, Регистана, в первые годы после штурма:
Хотя в альбоме картина Сибирского помечена как нарисованная в 1983 году, вероятней всего, замысел картины родился во время творческой командировки художника в Бухару в 1965 году. Именно тогда художник создал еще пару картин на «бухарскую тему», в частности, достаточно реалистичный набросок «Бухара. Медресе» Картон, масло. 50х25. 1965.
На картине легко угадывается бухарская Джума-мечеть, более известная как Мечеть Калон.
А что художнику было вольно назвать ее медресе… ну, он художник, он так видит :)
Вероятно, в результате столь же поверхностного знакомства с историей Бухары родилась и картина штурма бухарской крепости. На которой, кстати, художник весьма добросовестно изобразил и музейные таблички на воротах крепости.
И в этом скорее не вина, а беда приезжего маститого художника.