Найти тему

Штурм крепости Старой Бухары. Штурм, которого не было.

В 1920 году войска Р.С.Ф.С.Р. и вооруженные отряды бухарцев штурмом взяли город Бухару.

Немногочисленные публикации об этом в интернете часто сопровождаются картиной «Штурм крепости. Старая Бухара.»

Картина Штурм крепости. Старая Бухара в альбоме фоторепродукций.
Картина Штурм крепости. Старая Бухара в альбоме фоторепродукций.

Отважные и героические кавалеристы при поддержке броневика устремляются к воротам, развеваются знамена, вьются клубы дыма, горизонт застилают дым пожарищ.

Автор картины - Сибирский Вениамин Михайлович, советский, позднее российский художник-живописец, баталист и портретист.

Вот картина в более приемлемом качестве:

Картина Сибирского В. М.
Картина Сибирского В. М.

Маленькая проблемка: ничего этого не было. Собственно крепость, цитадель Бухары, под названием Арк сдалась штурмующим без боя, вооруженное сопротивление защитников Бухары прекратилось примерно на полпути от ворот города, где-то в районе Ляби-Хауза.

Вот как выглядела площадь перед Арком, Регистана, в первые годы после штурма:

Иллюстрация из книги Гафуров Б., Прохоров Н. Н., Падение Бухарского эмирата // Сталинабад, Госиздат Таджикистана, 1940, стр. 55.
Иллюстрация из книги Гафуров Б., Прохоров Н. Н., Падение Бухарского эмирата // Сталинабад, Госиздат Таджикистана, 1940, стр. 55.

Хотя в альбоме картина Сибирского помечена как нарисованная в 1983 году, вероятней всего, замысел картины родился во время творческой командировки художника в Бухару в 1965 году. Именно тогда художник создал еще пару картин на «бухарскую тему», в частности, достаточно реалистичный набросок «Бухара. Медресе» Картон, масло. 50х25. 1965.

Картина Бухара. Медресе. Картон, масло. 50х25. 1965., художник Сибирский В. М.
Картина Бухара. Медресе. Картон, масло. 50х25. 1965., художник Сибирский В. М.

На картине легко угадывается бухарская Джума-мечеть, более известная как Мечеть Калон.

А что художнику было вольно назвать ее медресе… ну, он художник, он так видит :)

Вероятно, в результате столь же поверхностного знакомства с историей Бухары родилась и картина штурма бухарской крепости. На которой, кстати, художник весьма добросовестно изобразил и музейные таблички на воротах крепости.

И в этом скорее не вина, а беда приезжего маститого художника.