Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Мария была женой Иисуса?

В 1945 году в египетском селении Наг-Хаммади были найдены знаменитые теперь свитки, написанные на коптском языке. Это были те самые не признанные церковью тексты, которые чудом уцелели в период борьбы с ересями. Это были и евангелия, которые каноническая церковь отвергает как еретические, и философские трактаты, доказывающие, что Божественную сущность человек может постичь не только верой, но прежде всего разумом, насыщенным знаниями.

Свитки из Наг-Хаммади
Свитки из Наг-Хаммади

Именно эти рукописи повествовали, что Иисус называл Марию из Магдалы любимой ученицей и часто цело­вал в губы. А другие ученики весьма Христа ревновали и даже тре­бовали у него объяснений, почему он выделяет Марию в ущерб остальным. Иисус на это отвечал иносказательно и уклончиво. У современ­ных исследователей тут же возникло нехорошее подозрение, что Иисус целовал Марию из Маг­далы вовсе не как учени­цу...

Исследователи поспе­шили заметить, что Иисус не просто целовал Ма­рию, а часто и в губы. Особенность таких поце­луев в XX веке была ясна как день. Было два вари­анта, почему Иисус цело­вал Марию в губы, — либо он жил со своей ученицей во грехе, либо же он про­сто был на ней женат. Греховная связь как-то порочила имя Иису­са. Ну, а наличие у Иисуса жены не противоречило тогдашним еврейским законам, наоборот, мужчина в возрасте Иисуса просто обязан был иметь жену! Но если в VI веке можно было превратить Магдалину в блудницу на основе текста, то в XX веке превратить Иисуса в же­натого мужчину стало уже невозможно. Над чистотой и непорочно­стью его образа успело потрудиться не одно поколение богословов! Так что никакой жены у него быть не могло, потому что не положе­но. И на вопрос, почему Иисус целовал Марию Магдалину в губы, стали отвечать с убийственной логикой: потому что в I веке в среде христиан было принято целовать друг друга в губы – это символизировало особую духовную близость истинно верующих. Но суть вопроса все равно ускользнула от отвечавших: почему ж тогда Иисус это де­лал так часто, что другие ученики были обижены и возмущены?

Умащивание ног учителя
Умащивание ног учителя

Мать наследников Иисуса

А потом появилась книга британских историков и архео­логов Байджента, Лея и Линкольна «Священная загадка», где Магда­лину объявили не только спутницей, ученицей и женой Иисуса Хри­ста, но и матерью его детей.

Этот сюжет использовал Ден Браун в своём романе, где среди извилисто-запутанного сюжета проясняется мысль: Мария – земная жена Христа, она родила ему дочь, а франкские короли Меровинги были прямыми потомками Иисуса Христа, и эта линия тянется до наших дней.

В целом ничего удивительного в существовании детей у женатого мужчины нет. Если бы, конечно, не имя этого мужчины. Но в ранние христианские времена подобные версии благополучно существова­ли. В ту замечательную эпоху появились апокрифические (неканонические, церковью отвергаемые) тексты, рисовавшие жизнь Магдалины следующим образом.

Она была духовной женой Иисуса и через непорочное зачатие родила от него сына Иосифа Сладчайшего. Этот младенец стал ро­доначальником королевского дома Меровингов. Для спасения ре­бенка Магдалине пришлось бежать в Марсель. Но скоро ее земная жизнь завершилась, и Иисус забрал ее на небеса в Брачный Чертог.

Дети Иисуса?
Дети Иисуса?

Существует и другая легенда. По ней у Магдалины от Иисуса было двое детей — мальчик и девочка: Иосиф и София. Магдалина дожила до глубокой старости и была похоронена на юге Франции.

Хотя Магдалина упомянута всего несколько раз в Новом Завете, после объявления ее святой появились и святые реликвии от Магдалины. Кости, волосы, щепки от гроба и даже кровь. За мощи Магдалины шла отчаянная борьба, а в XI веке был даже период, который исто­рики именуют «магдалиновым брожением»! Марии Магдалине по­клонялись не только еретики-альбигойцы, но и рыцари-тамплиеры, создавшие на основе христианства собственную веру, позже объявленную инквизицией ересью. Но уже в эпоху Возрождения любимым об­разом художников стал иной образ — кающейся Магдалины.

Каково время, таковы и образы, и реликвии. Для Средних веков – мощи, для эпохи Ренессанса – красавица, закутанная только в свои волосы и возносящая молитвы. Жена Христа.