Найти тему
машина

Находка года: под Тулой обнаружен автобус Таджикистан-1

Постоянные читатели канала "МАШИНА", наверное, уже знают, сколь неравнодушен наш авторский коллектив к старым советским автобусам. Так вот, сегодня у нас случилась настоящая находка года. В одной из деревень, затерянных меж лесов Тульской губернии, мы обнаружили практически целый кузов автобуса "Таджикистан-1".

Находка совершенно уникальная, а чтобы понять, почему - нужно обратиться к истории автобусов марки "Таджикистан". Как несложно догадаться, строили их в Таджикской ССР - в закрытом городе Ленинабад-30 (он же Чкаловск), на авторемонтном заводе при Ленинабадском горно-химическом комбинате, занимавшемся добычей и обогащением урана. Министерству среднего машиностроения СССР, которое курировало всю атомную промышленность, постоянно требовались автобусы для перевозки персонала подведомственных объектов. Поскольку от автомобильной промышленности получить нужного количества автобусов не представлялось возможным, в Минсредмаше приняли решение строить их собственными силами. Соответствующее задание и получил в марте 1959 года Чкаловский АРЗ.

Первая модель автобуса "Таджикистан"
Первая модель автобуса "Таджикистан"

Опыта проектирования автобусных кузовов на предприятии, доселе занимавшемся исключительно капремонтом грузовиков, не имелось. Поэтому объект производства стали искать на стороне. В итоге выбор пал на весьма распространенный в Таджикской ССР автобус КАГ-3 с деревометаллическим кузовом вагонной компоновки, который производился на Каунасском ремонтном заводе автобусных кузовов в Литовской ССР. В августе 1959 года был заключен договор на приобретение необходимой документации и комплекта деталей одного автобусного кузова. По этим деталям уже на месте, в Чкаловске, изготовили необходимые шаблоны и оснастку, а затем к концу года собрали первый образец автобуса под маркой «Таджикистан».

Освоение серийного производства пришлось уже на 1960 год. По конструкции кузова «Таджикистан» остался идентичен своему прототипу, разве что у него поменялся рисунок облицовки радиатора да в ветровом остеклении появились гнутые боковые окна из оргстекла взамен плоских. А по части агрегатов автобус полностью соответствовал грузовику ГАЗ-51А, на чьем переделанном шасси он и строился.

Автобусы "Таджикистан-1" на площадке готовой продукции, 1960-е годы (фото из архива Д.Дементьева)
Автобусы "Таджикистан-1" на площадке готовой продукции, 1960-е годы (фото из архива Д.Дементьева)

Выпуск автобусов по заказам "атомного" министерства на АРЗ ЛГХК (предприятие п/я № 27) варьировался в пределах 100-200 шт. в год, то есть был довольно скромным. При этом периодически "Таджикистаны" подвергались модернизации. Например, во второй половине 1960-х в окнах салона появились сдвижные форточки, а сами стекла теперь вставлялись не в деревянные рамки, а в резиновые профили в обшивке кузова. Во-вторых, салон получил отопитель от автобуса ЗИС-155, а в крыше появились небольшие люки приточной вентиляции. А в середине 1970-х у автобусов поменялась конструкция облицовки радиатора, надпись "Таджикистан" на ней стала вертикальной вместо прежней горизонтальной, а чуть выше появилась простенькая эмблема в виде буквы "Л". Вот как раз такая машина:

Поздняя рестайлинговая версия первого "Таджикистана" . Конкретно этот экземпляр вдвойне интересен тем, что построен на длиннобазном шасси ГАЗ-52-01 вместо короткобазного ГАЗ-51А. Поэтому и задний свес совсем коротенький получился. Фото blagov78.livejournal
Поздняя рестайлинговая версия первого "Таджикистана" . Конкретно этот экземпляр вдвойне интересен тем, что построен на длиннобазном шасси ГАЗ-52-01 вместо короткобазного ГАЗ-51А. Поэтому и задний свес совсем коротенький получился. Фото blagov78.livejournal

Такие автобусы с деревянным каркасом кузова в Чкаловске делали до 1976 года, причем помимо комплектных автобусов периодически отправляли заказчикам и одни только собранные кузова для самостоятельной установки на шасси взамен изношенных. Общий тираж "Таджикистанов" первой модели составил порядка двух тысяч штук: редкая машина! Сколько же из них дошло до наших дней? Ни одного! У автобусов с деревянным каркасом кузова срок эксплуатации редко превышал 6-7 лет. Чаще они не выхаживали и этого: деревянные детали расшатывались и сгнивали, и машину нужно было или отправлять в "капиталку" на завод, либо менять ей кузов целиком, либо списывать. А поскольку кузова первых "Таджикистанов" после прекращения их производства никто не капиталил, то и автобусов таких не осталось в строю уже к концу 1980-х! Однако, одно исключение нашлось-таки:

В 2017 году один любитель общественного транспорта, пользователь сайта fotobus.msk.ru Садриддин, обнаружил великолепно сохранившийся "Таджикистан-1А" прямо на исторической родине - в бывшем Чкаловске, который сейчас называется Бустон! Как такое возможно? Климат плюс совершенно тепличный режим эксплуатации: машина числится "аварийкой" горэлектросети и фактически не эксплуатируется. Но другим его собратьям повезло куда меньше. На остальной территории Советского Союза до настоящего момента были известны лишь один вросший в землю кузов "Таджикистана-1" на приусадебном участке в Новосибирской области (найден в 2012 году) и отдельные фрагменты одного кузова, обнаруженные зимой 2018-го в Ленинградской области.

Кузов автобуса "Таджикистан-1", обнаруженный около десяти лет назад на приусадебном участке в Новосибирской области (фото Сергея Мгалоблишвили)
Кузов автобуса "Таджикистан-1", обнаруженный около десяти лет назад на приусадебном участке в Новосибирской области (фото Сергея Мгалоблишвили)

Ну, а что же тульская находка? Благодаря тому, что все оконные проемы у тульского кузова остались целыми (со стеклами, зашитыми снаружи стальными листами), внутреннее пространство машины сохранилось неплохо. Деревянные детали, конечно, рассохлись и уже неспособны держать нагрузку. Но главное - есть, с чего создавать копию! И что еще более важно, на кузове сохранилось множество мелких оригинальных деталей: лючки, рейсоуказатель, наружные и внутренние молдинги, оконные рамки, ступеньки, створки складной двери. Одним словом, есть все необходимое для того, чтобы изготовить новый кузов по образцу!

Ну и в заключение можно добавить, что к месту последней стоянки этот "Таджикистан" прибыл в далеком 1983 году, а до того момента работал в Тульской области, обслуживая Венёвское ДРСУ. Ну, что: найдется ли в России кто-нибудь, кто будет готов попробовать восстановить такой редкий автобус?

Бонус в завершение: заводской техпаспорт от такого "Таджика"
Бонус в завершение: заводской техпаспорт от такого "Таджика"