Постоянные читатели канала "МАШИНА", наверное, уже знают, сколь неравнодушен наш авторский коллектив к старым советским автобусам. Так вот, сегодня у нас случилась настоящая находка года. В одной из деревень, затерянных меж лесов Тульской губернии, мы обнаружили практически целый кузов автобуса "Таджикистан-1".
Находка совершенно уникальная, а чтобы понять, почему - нужно обратиться к истории автобусов марки "Таджикистан". Как несложно догадаться, строили их в Таджикской ССР - в закрытом городе Ленинабад-30 (он же Чкаловск), на авторемонтном заводе при Ленинабадском горно-химическом комбинате, занимавшемся добычей и обогащением урана. Министерству среднего машиностроения СССР, которое курировало всю атомную промышленность, постоянно требовались автобусы для перевозки персонала подведомственных объектов. Поскольку от автомобильной промышленности получить нужного количества автобусов не представлялось возможным, в Минсредмаше приняли решение строить их собственными силами. Соответствующее задание и получил в марте 1959 года Чкаловский АРЗ.
Опыта проектирования автобусных кузовов на предприятии, доселе занимавшемся исключительно капремонтом грузовиков, не имелось. Поэтому объект производства стали искать на стороне. В итоге выбор пал на весьма распространенный в Таджикской ССР автобус КАГ-3 с деревометаллическим кузовом вагонной компоновки, который производился на Каунасском ремонтном заводе автобусных кузовов в Литовской ССР. В августе 1959 года был заключен договор на приобретение необходимой документации и комплекта деталей одного автобусного кузова. По этим деталям уже на месте, в Чкаловске, изготовили необходимые шаблоны и оснастку, а затем к концу года собрали первый образец автобуса под маркой «Таджикистан».
Освоение серийного производства пришлось уже на 1960 год. По конструкции кузова «Таджикистан» остался идентичен своему прототипу, разве что у него поменялся рисунок облицовки радиатора да в ветровом остеклении появились гнутые боковые окна из оргстекла взамен плоских. А по части агрегатов автобус полностью соответствовал грузовику ГАЗ-51А, на чьем переделанном шасси он и строился.
Выпуск автобусов по заказам "атомного" министерства на АРЗ ЛГХК (предприятие п/я № 27) варьировался в пределах 100-200 шт. в год, то есть был довольно скромным. При этом периодически "Таджикистаны" подвергались модернизации. Например, во второй половине 1960-х в окнах салона появились сдвижные форточки, а сами стекла теперь вставлялись не в деревянные рамки, а в резиновые профили в обшивке кузова. Во-вторых, салон получил отопитель от автобуса ЗИС-155, а в крыше появились небольшие люки приточной вентиляции. А в середине 1970-х у автобусов поменялась конструкция облицовки радиатора, надпись "Таджикистан" на ней стала вертикальной вместо прежней горизонтальной, а чуть выше появилась простенькая эмблема в виде буквы "Л". Вот как раз такая машина:
Такие автобусы с деревянным каркасом кузова в Чкаловске делали до 1976 года, причем помимо комплектных автобусов периодически отправляли заказчикам и одни только собранные кузова для самостоятельной установки на шасси взамен изношенных. Общий тираж "Таджикистанов" первой модели составил порядка двух тысяч штук: редкая машина! Сколько же из них дошло до наших дней? Ни одного! У автобусов с деревянным каркасом кузова срок эксплуатации редко превышал 6-7 лет. Чаще они не выхаживали и этого: деревянные детали расшатывались и сгнивали, и машину нужно было или отправлять в "капиталку" на завод, либо менять ей кузов целиком, либо списывать. А поскольку кузова первых "Таджикистанов" после прекращения их производства никто не капиталил, то и автобусов таких не осталось в строю уже к концу 1980-х! Однако, одно исключение нашлось-таки:
В 2017 году один любитель общественного транспорта, пользователь сайта fotobus.msk.ru Садриддин, обнаружил великолепно сохранившийся "Таджикистан-1А" прямо на исторической родине - в бывшем Чкаловске, который сейчас называется Бустон! Как такое возможно? Климат плюс совершенно тепличный режим эксплуатации: машина числится "аварийкой" горэлектросети и фактически не эксплуатируется. Но другим его собратьям повезло куда меньше. На остальной территории Советского Союза до настоящего момента были известны лишь один вросший в землю кузов "Таджикистана-1" на приусадебном участке в Новосибирской области (найден в 2012 году) и отдельные фрагменты одного кузова, обнаруженные зимой 2018-го в Ленинградской области.
Ну, а что же тульская находка? Благодаря тому, что все оконные проемы у тульского кузова остались целыми (со стеклами, зашитыми снаружи стальными листами), внутреннее пространство машины сохранилось неплохо. Деревянные детали, конечно, рассохлись и уже неспособны держать нагрузку. Но главное - есть, с чего создавать копию! И что еще более важно, на кузове сохранилось множество мелких оригинальных деталей: лючки, рейсоуказатель, наружные и внутренние молдинги, оконные рамки, ступеньки, створки складной двери. Одним словом, есть все необходимое для того, чтобы изготовить новый кузов по образцу!
Ну и в заключение можно добавить, что к месту последней стоянки этот "Таджикистан" прибыл в далеком 1983 году, а до того момента работал в Тульской области, обслуживая Венёвское ДРСУ. Ну, что: найдется ли в России кто-нибудь, кто будет готов попробовать восстановить такой редкий автобус?