Мария была философом?
Мария из Магдалы – это образ, имеющий для церкви важное значение. Впервые Мария появляется, когда Иисус изгнал из нее семь бесов. Исцелившись, женщина последовала за Спасителем и стала одной из его почитательниц. Когда Иисус был схвачен и приговорен к смерти, она присутствовала на казни вместе с двумя другими Мариями – матерью Христа и сестрой Лазаря. Она участвовала в погребении Иисуса и умащиваа его мертвое тело миром.
Именно она пришла в пещеру, где был погребен Иисус, и обнаружила, что его тело исчезло. И именно она первая увидела воскресшего Христа и рассказала о нем апостолам. Упоминалось также, что она посетила Рим, где тоже рассказывала о Христе.
Больше ничего из Нового Завета о ней узнать нельзя. Но кроме четырех канонических Евангелий, существует несколько не признаваемых церковью, то есть неканонических. Эти Евангелия были отвергнуты церковью из-за их гностического происхождения и содержания.
В первые века, когда христианство еще не оформилось в мировую религию и не утвердило беспрекословные истины, часть христиан разделяла воззрения гностиков, которые утверждали познаваемость Бога и возможность приобретения любым человеком Божественной сущности не только верой, но и знаниями. В гностических Евангелиях Марии из Магдалы отводилась очень важное место. Она считалась любимой и самой верной ученицей Христа. Более того, Мария и сама была автором одного из Евангелий – Евангелия от Марии Магдалины.
Судя по этому тексту, Марию из Магдалы более всего занимал вопрос о посмертных превращениях души. Недаром неканонические Евангелия утверждали, что эта женщина стала основательницей философской христианской общины и собственной церкви. Само собой, официальное христианство отвергло эти Евангелия как опасные и неправильные. Почему? К женщинам у первых христиан было отношение совершенно однозначное и отрицательное: все они дочери Евы, которая и сама поддалась искушению, и Адама с пути сбила, и всё человечество отяготила первородным грехом. Только матери Иисуса, ввиду ее полной непорочности и боговдохновенности, было позволено занимать место рядом с Иисусом, да и то лишь потому, что он был её сыном, да сестре Лазаря. А Мария, умная, самостоятельная женщина, да ещё философ?
Именно тогда сложился совершенно иной образ Марии из Магдалы.
Из ученицы в блудницы
Превратить верную ученицу в представительницу первой древнейшей профессии большого труда не стоило. Нужно было всего лишь объединить с Марией из Магдалы всех упомянутых, но не поименованных в Новом Завете женщин.
Первой кандидаткой, дополнившей образ Магдалины, стала женщина, омывшая и отершая своими волосами ноги Христа. Другой кандидаткой была женщина, умастившая волосы Христа. Третьей стала та блудница, которую Иисус спас, когда за грехи её собирались побить камнями, и которая последовала за ним. В итоге непоименованные женщины легко превратились в известную уже Марию из Магдалы.
Образ Марии постепенно изменился и стал таким: прежде она ходила с накрашенным лицом и распущенными волосами, что для благочестивой женщины невозможно, значит, она занималась проституцией, но Иисус изгнал из нее бесов, под которыми следует понимать пороки, потом спас ее от смерти, когда не дал побить её камнями, устыдив суровых судей и грешную толпу, в которой было, наверно, множество мужчин, пользовавшихся её порочными ласками, и теперь раскаявшаяся Мария стала добродетельной и верной спутницей апостолов.
Такая Мария соответствовала представлениям первых христиан о женщине и её месте в обществе. Грешная, но раскаявшаяся – вот такой она церковь устраивала.