Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Почему образ Марии прошёл в Евангелии ряд превращений?

Мария была философом?

Мария из Магдалы – это образ, имеющий для церкви важное значение. Впервые Мария появляется, когда Иисус изгнал из нее семь бесов. Исцелившись, женщина последовала за Спасите­лем и стала одной из его почитательниц. Когда Иисус был схвачен и пригово­рен к смерти, она присутствовала на казни вместе с двумя другими Мариями – матерью Христа и сестрой Лазаря. Она участвовала в по­гребении Иисуса и умащиваа его мертвое тело миром.

Православная икона. Мария, держащая сосуд с миром
Православная икона. Мария, держащая сосуд с миром

Именно она пришла в пещеру, где был погребен Иисус, и обнару­жила, что его тело исчезло. И именно она первая увидела воскресше­го Христа и рассказала о нем апостолам. Упоминалось также, что она посетила Рим, где тоже рассказывала о Христе.

Больше ничего из Нового Завета о ней узнать нельзя. Но кроме че­тырех канонических Евангелий, существует несколько не призна­ваемых церковью, то есть неканонических. Эти Евангелия были от­вергнуты церковью из-за их гностического происхождения и содержания.

В первые века, когда христианство еще не оформилось в мировую религию и не утвердило беспрекословные истины, часть христиан разделяла воззрения гностиков, которые утверждали познаваемость Бога и возможность приобретения любым человеком Божественной сущности не только верой, но и знаниями. В гностических Евангелиях Марии из Магдалы отводилась очень важное место. Она считалась любимой и самой верной ученицей Христа. Более того, Мария и сама была автором одного из Евангелий – Евангелия от Ма­рии Магдалины.

Мария возносится на небеса в окружении ангелов
Мария возносится на небеса в окружении ангелов

Судя по этому тексту, Марию из Магдалы более всего занимал во­прос о посмертных превращениях души. Недаром неканонические Евангелия утверждали, что эта женщина стала основательницей фи­лософской христианской общины и собственной церкви. Само со­бой, официальное христианство отвергло эти Евангелия как опас­ные и неправильные. Почему? К женщинам у первых христиан было отношение совершенно однозначное и отрицательное: все они дочери Евы, которая и сама поддалась искушению, и Адама с пути сбила, и всё человечество отяготила первородным грехом. Только матери Иисуса, ввиду ее полной непорочности и боговдохновенности, было позволено занимать место рядом с Иисусом, да и то лишь потому, что он был её сыном, да сестре Лазаря. А Мария, умная, самостоятельная женщина, да ещё философ?

Именно тогда сложился совершенно иной образ Марии из Магдалы.

Из ученицы в блудницы

Превратить верную ученицу в представительницу первой древ­нейшей профессии большого труда не стоило. Нужно было всего лишь объединить с Марией из Магдалы всех упомянутых, но не пои­менованных в Новом Завете женщин.

Первой кандидаткой, дополнившей образ Магдалины, стала женщина, омывшая и отершая своими волосами ноги Хри­ста. Другой кандидаткой была женщина, умастившая волосы Христа. Третьей стала та блудница, которую Иисус спас, когда за грехи её собирались побить камнями, и которая последовала за ним. В итоге непоименованные женщины легко превратились в известную уже Марию из Магдалы.

Тициан. Кающаяся Мария
Тициан. Кающаяся Мария

Образ Марии постепенно изменился и стал таким: прежде она ходила с на­крашенным лицом и распущенными волосами, что для благочестивой женщины невозможно, значит, она занималась про­ституцией, но Иисус изгнал из нее бесов, под ко­торыми следует понимать пороки, потом спас ее от смерти, когда не дал побить её камнями, устыдив суровых судей и грешную толпу, в которой было, наверно, множество мужчин, пользовавшихся её порочными ласками, и теперь раскаявшаяся Мария стала добродетельной и верной спутницей апостолов.

Такая Мария соответствовала представлениям первых христиан о женщине и её месте в обществе. Грешная, но раскаявшаяся – вот такой она церковь устраивала.