Философия кино о том, в чём главное отличие жанра ужасов от кино-фантастики.
В этом рассуждении стоит начать с того, что фантастическое кино как жанр противостоит аналогичному жанру в литературе. Почему это так?
Чтобы тайное стало явным, нужно рассмотреть поближе "природу" фантастического кино, сравнив его с похожим в чём-то жанром ужасов.
Ужасы - это телесный жанр. Их задача воздействовать на эмоциональность зрителя, чтобы он почувствовал себя слабым и незащищённым перед лицом разного рода кошмаров и чудовищ с неясной мотивацией и происхождением, но которые определённо хотят пролить кровь. Оставляя за скобками вопрос, зачем это нужно зрителю (адреналин), скажем, лишь, что фильмы ужасов - это визуализация наших личных страхов, нечто хтонического, низвергнутого нами в пучину бессознательного, но стремящегося оттуда вырваться, ибо оно есть.
В противоположность ужасам фантастика допускает наличие благородных идей разума, которыми и были вдохновлены кинокартины. Фантастика расширяет наш кругозор. К примеру, звездные врата в "Космической одиссее" проносят зрителя через тысячи световых лет, обнажая безмерность пространства и быстротечность времени.
Самое главное, что по этому поводу стоит сказать, - это то, что фантастика в отличие от ужасов имеет дело с альтернативными вероятностями, то есть с допустимой реальностью, с тем, что в самом деле могло быть.
Таким образом, фантастика смотрит вдаль и ввысь, возвышая человека над его ограниченной природой, ужасы, в свою очередь, вглядываются внутрь бездны нашего бессознательного.
Перейдём к самому интересному. В фантастике и в ужасах есть чудовища. В чем разница между чудовищами из ужасов и им подобных из кино-фантастики?
В жанре кино-фантастики существа, которых мы могли быть назвать чудовищами, - это уникальная, отличная от нас форма жизни, которую человек просто не понимает. Зачастую в фантастике, к примеру, в "Прометее", люди просто желают изучить неизвестную ранее разумную или неразумную жизнь. И даже в тех случаях, если пришельцы представляют угрозу, человечество с ними воюет как с реальной угрозой, а не бежит от них в ужасе.
Я веду к тому, что это существа реальны, но отличны от нас, у них есть своя природа, которую можно понять или не понять. Главное, в них нет ничего мистического и потустороннего.
Чудовища в ужасах это нечто противоестественное, их невозможно подвергнуть логическому анализу, чаще всего их цели связаны с разрушением. Эти чудовища могут представляться странными, но живыми существами, древними кошмарами и просто дьявольщиной, но все они, как уже было сказано, продукт нашего слепого бессознательного страха. Поэтому монстров трудно отрефлексировать, с ними невозможно договориться, ведь они представляют чистое зло.
Помимо прочего, чудовища могут преследовать героев и во сне, что невозможно в фантастике, поскольку это неправдоподобно. Таким образом, подчеркнём ещё одно отличие: фантастика имеет дело с правдоподобностью; она воздействует на наш разум, в свою очередь, ужасы на тело.
Из-за увлечения ужасов воздействовать на чувственность в их качестве последнее время наблюдается определённая деградация. Мы сталкиваемся с заезженными решениями: издевательство над телом и скримеры. Ужасы теряют глубину, поскольку увлечены внешним страхом - угрозой нарушения целостности тела.
Не лучше ситуация и с фантастикой. Объясним, почему.
Фантастика, как было сказано, стремится к правдоподобности происходящего, зачастую, чтобы сделать нереальное правдоподобным и убедительным, создатели кино-фантастики прибегают к спецэффектам. Показательно в этом отношении, что зрителям не нравятся всякие «кинолажи», ведь они подчеркивают иллюзорность кинокартины. Задача же кино, "превращать поэзию возможного в прозу видимого", другими словами, дать нам зрелище.
Таким образом, создатели фантастического кино представляют зрителей в виде ребёнка, которого нужно побаловать впечатлениями. Господство визуального означает отсутствие идей. И в этом плане происходят изменения в фантастике в сторону деградации, поскольку данный жанр в кино уже выполняет не свою задачу, а задачу ужасов - воздействие на эмоциональность. Кино-фантастика порождает зависимость зрителей от спецэффектов.
Это шаг назад в плане философичности. Стоит добавить, что со времён "Одиссеи" Кубрика, предположительно, было сделано ещё шагов сто назад, поскольку в 2020 данный кинофильм смотрится как очень философичный, в сравнение с современным кинематографом в этом жанре.
И тем не менее в "Одиссее" равно многое сделано ради яркий впечатлений: детализация космических кораблей, сцены в невесомости - предельно бессюжетные. Монолит, космос, звездные врата - всё это бессмысленные спецэффекты, в которых мало идей, но много неясных риторических фигур возвышенного.
Читайте также на канале Философский диалог статью о кинофильме "Космическая одиссея" и её центральной идее.
Литература: Барри Грант "Совершенствование чувств": разум и визуальное в фантастическом кино.