Предлагаю очередную подборку архивных фотографий о транспортной жизни СССР. В этот раз сделал акцент на спецтехнике: тракторах, экскаваторах и тому подобных вещах. На некоторых снимках рутинная работа, для которой, собственно, данная техника и создавалась. На других – не совсем привычное для широкой публики использование. Некоторые задачи требуют нестандартного подхода.
Все помните «золотые ручки» - лаповые снегопогрузчики, в которых снег загребался на лопату и далее подавался на грузовик? Так вот, эти же самые машины или же их ближайшие родственники использовались и для перегрузки зерна. На фото многоковшовый погрузчик Д-565, широко унифицированный со снегоуборщиком Д-566, перегружает зерно в самосвал ГАЗ-93Б для транспортировки на элеватор в некоем совхозе имени Ленина.
Проживая на территории РСФСР и путешествуя в основном по Белоруссии и Украине, я как-то привык к тому, что колесные трактора у нас либо МТЗ, либо ЮМЗ. Ну, еще Т-25 «Владимирец» и «шассик» Т-16 можно вспомнить. И только когда начинаешь смотреть фотографии, понимаешь, насколько «территориальным» порой было сельское хозяйство. Вот, к примеру, машинный парк колхоза… естественно «имени В. И. Ленина» (похоже, в хозяйства с другими названиями фотографов просто не пускали). Он состоял сплошь из тракторов Т-28Х4, которые в немалых количествах производил Ташкентский тракторный завод.
Читали «Поднятую целину»? А вот так она поднималась. Заводишь трактор утром и до обеда «едешь» в одну сторону поля. Там всей бригадой трапезничаешь, разворачиваешься - и обратно. Между прочим, на фото целинный совхоз «Урожайный» - до начала перестройки он считался самым крепким в районе, а в 1974 году даже был награжден орденом Дружбы народов - за успехи в производстве и продаже государству продукции земледелия и животноводства...
А кто-то еще помнит заготовку сена в колхозах? Не соломы в скирдах, не сенажные ямы, а именно сена. Когда на огромных площадях специально выращивалась трава, которую скашивали, высушивали и потом свозили в одно место. Процесс выглядел как-то так: МТЗ-50 «Беларусь» сгребает волокушей сено с волков в большую кучу, а затем погрузчик-стогометатель ПЭ-0,5 на базе все того же МТЗ-50 собирает скирду.
Видите эту россыпь самосвалов и скреперов? Идет строительство Нурекской гидроэлектростанции. Обратите внимание, пока БелАЗы подвозят землю, старенькие МАЗ-525 ездят с бетонными блоками, размещенными в кузовах, а то и просто притороченными к раме. Дело в том, что в процессе сооружения насыпной плотины для утрамбовки грунта специализированных скреперов МоАЗ явно не хватало. Вот и использовали, что под руку подвернулось. А что, веса много, шины широкие – чем не каток?
А это просто эффектный кадр – карьерная лопата ЭКГ-8 УЗТМ с 8-кубовым ковшом. Кстати, Коршуновский горно-обогатительный комбинат, где сделан этот снимок, на тот момент был ключевым поставщиком железной руды для всех металлургических предприятий Кузбасса.
Угадайте, что везут с собой в цистернах по пескам Кара-Кум гусеничные трактора Т-100? Бензин, солярку, мазут, или может быть масло? Нет – они везут питьевую воду из пресноводного озера Ясхан для геологоразведочных партий. Тогда зачем для буксировки использовались одни из самых тихоходных тракторов того времени - ведь максималка «сотки» не превышала 10 км/ч. А дело в том, что трактор имел минимальное давление на грунт – весомый аргумент, когда речь идет о песках.
Парочка гусеничных тракторов Т-100 и С-100 запечатлены в процессе освоения пустынных земель в Каракалпакской АССР. Судя по россыпи вышек на заднем плане, работа спорится. Обратите внимание, на фото вроде как пустыня, а люди в шапках и телогрейках. Да и на капоте Т-100 странная накидка, похожая на утеплитель… Видимо, зима.
Знаете что это? Я не про БелАЗ. Кия-Шалтырский нефелиновый рудник - сырьевая база Красноярского алюминиевого комплекса по поставке руды на Ачинский глиноземный комбинат. Введенный в эксплуатацию в 1963 году, рудник является градообразующим предприятием Белогорска и разрабатывается до сих пор!
Атмосферное фото гигантских строек Советского Союза. ЗИЛ-157 и трубоукладчики на строительстве трансконтинентального экспортного газопровода для поставок природного газа. Вот так выглядела прокладка «вен» нынешней экономики России…
Настоящий «летающий танк» - самоходная установка АСУ-57 (объект 572), созданная специально для воздушно-десантных войск в 1950 году. Легкая, маневренная, с низким силуэтом, она стала своеобразным символом ВДВ и долгое время была единственной самоходкой, сбрасываемой с парашюта.