Артиллерия шлёпает так, что Смоленщина дрожит.
Год 1941-й, Смоленское направление, сентябрь...
Анатолий Дзякович, недавний выпускник "химфака". Перед самым началом Великой Отечественной вызван на июньские военные сборы под Саратовом. С этих сборов близ Волги домой не вернулся - отбыл, как и все скороспелые "курсанты"- новобранцы - прямо в пекло на фронт.
Молодой жене и детям - своим ангелам-хранителям - он писал, словно молился, каждый день. Письма с фронта полны нежности и любви. "Дорогая моя, любимая!" - так называется документальная книга Виктора Злобина, подготовленная на основе семейного архива Дзяковичей. Вот, эти весточки, из окопов день за днем...
Продолжение интернет-романа в письмах. Начало здесь : https://zen.yandex.ru/media/id/5d20611ae3a2d600aec71e2f/dorogaia-moia-liubimaia-5eb3b36513284a1c2411b451
3 сентября
Дорогая моя Цилюшенька! Вот опять жалуешься, что не получаешь моих писем! А между тем пишу, как только могу. Это не так редко. Очевидно, письма где-то застревают, и ты их получишь все сразу. Будет тебе работы! Но, дорогая, я все-таки волнуюсь. Поэтому послал тебе открытку. Говорят, они доходят скорее.
Ну, моя любовь, всего хорошего. Некогда. Крепко целую тебя и ребят.
Толя.
***
4 сентября
Моя хорошая! Опять я оперативный дежурный по полку. Охрип на телефоне. Мои люди занимаются, готовятся к сюрпризам, которые могут преподнести фашисты.
Удивительно, как такая страна, как Германия, страна философов, поэтов, музыкантов и учёных, могла породить такого изверга как Гитлер.
Ну да чёрт с ним. Скоро ему капут.
У нас идут крепкие бои. Наши части наступают. Противник – в окопах, но как только его оттуда выковырнешь – всё бросает и бежит до следующей линии обороны. Я думаю, близок тот момент, когда он начнёт бежать да так, что остановка будет в Берлине. Ну а пока у меня уши болят – устали от стрельбы артиллерии. Она и впереди нас, и сзади, и справа, и слева и бьёт, бьёт без конца. Только что сообщили с наблюдательного об особенно удачном попадании: один снаряд влетел прямо в амбразуру немецкого наблюдательного пункта у некой деревни К. Снаряд тяжёлый, представляю, что он там наделал.
Вчера изучал немецкую авиационную гранату. Штука остроумная, но, вероятно, наши летчики тоже получили уже нечто в этом роде.
Наш почтальон мл. лейт. Червяков поехал за письмами и газетами. Что-то он мне привезёт. Неужели опять твоё письмо, полное тревоги по поводу моего молчания? Я пишу часто, гораздо чаще, чем другие, но неравномерно. Это понятно. Иногда бываю далеко от нашей почты, так что и отправить-то, никак не отправишь. Зато нередко пишу тебе каждый день.
Сколько раз я бросал и вновь продолжал это письмо. Всё дела отрывают. Бой у нас не то четвертые, не то пятые сутки. Артиллерия шлёпает так, что земля дрожит. В ушах звон и как будто вата положена. По телефону говорить очень трудно. Хорошо, что в небе только наши самолеты. Настроение у нас приподнятое. Все мечтают о том времени, когда от противника только пыль останется.
Целую крепко, крепко тебя, моя любимая. Ваш Толя.
***
5 сентября
Моя дорогая! Пишу коротко, некогда. Жив и здоров. Посылаю тебе мою рожу. Только не пугайся: сам, глядя на себя, удивился. У нас перемена местожительства и новых «домов» мы ещё не построили, а погода премерзкая: туман и липкий дождь. Вот и мокнем пока. На днях черкну еще. Но, может быть, до этого пройдёт деньков пять.
Ну, моя любимая, всего. Целуй ребятишек.
Твой Толя.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... ПРЕДЫДУЩИЕ ГЛАВЫ:
"МОЕ ДЕЛО В ЭТОЙ ГРОМАДНОЙ ВОЙНЕ"
https://zen.yandex.ru/media/id/5d20611ae3a2d600aec71e2f/moe-delo-v-etoi-gromadnoi-voine-5eb81a1e84a2b970ba7ef314
"ВМЕСТО НАС В ОКРУЖЕНИИ НАХОДЯТСЯ НЕМЦЫ"
https://zen.yandex.ru/media/id/5d20611ae3a2d600aec71e2f/vmesto-nas-v-okrujenii-nahodiatsia-nemcy-5eba8d5591b5645304617e04
СПАСИБО, ЧТО ВЫ С НАМИ! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПАВШИМ ЗА РОДИНУ!