«С тех пор, как появилось искусство, существовал и рынок для него», — арт-публицист Пирошка Досси.
Искусство и деньги научились сотрудничеству много веков назад, но рынку для того, чтобы предстать перед нами в своем современном виде, потребовалось немало времени.
Формирование рынка искусств требует наличия трех основных компонентов: производитель, посредник, потребитель. В случае арт-рынка роль производителя играет художник, посредником могут быть галереи, аукционные дома, дилеры, а потребителем выступает коллекционер.
Если в Средние века художники подчинялись субъективному вкусу заказчика, в роли которого выступали церковь или представители знатных родов, то сегодня рынок, сформированный множеством факторов, сам диктует художнику правила игры. Если вплоть до XIX века мастер напрямую взаимодействовал с покупателем, то теперь продажами управляют посредники.
Читайте также:
Роль дилера в искусстве. Амбруаз Воллар
Пирошка Досси: «То развитие, целью которого на протяжении столетий было освобождение искусства от клерикального и феодального влияния, привело сегодня к тому, что искусство стало игрушкой в руках рыночных дельцов».
Вот как мы к этому пришли.
В первой половине XX века галерейный бизнес, прежде всего в США, стал стремительно развиваться. Это произошло на фоне общего подъема предпринимательства. Появились пробивные и трудолюбивые люди, воплощающие идею об американской мечте — Генри Форд, Джон Рокфеллер, Рэймонд Крой, Сэм Уолтон.
Американское общество было захвачено идеей противостояния капитализма молодой советской идеологии. Теперь достижение личного успеха являлось делом общественной важности, поскольку оно подтверждало истинность американских идеалов. Успешным, амбициозным американцам нравилось, что их молодая страна постепенно становилась одной из ведущих в области современного искусства, им нравилось участвовать в этом процессе. Но не только такие настроения способствовали появлению частных галерей.
После 1918 года в Америку начали стекаться богатства европейских аристократов. В Соединенных Штатах Америки оказались изделия фирмы Карла Фаберже и других именитых ювелиров. Дворяне, бежавшие из теперь коммунистической России, вынуждены были продавать фамильные сокровища. Такой участи не избежал и представитель одного из богатейших русских родов Феликс Юсупов. Покинув Россию, князь и его супруга Ирина осели в Париже. Годами позже, в книге мемуаров, он рассказал о том, как пересекал русскую границу, везя с собой свернутое в трубочку полотно Рембрандта. Будучи в эмиграции, князья продали многие из сокровищ, им принадлежавших, в том числе, в США.
Одними из первых новые правила игры освоили братья Джозеф и Генри Дювины.
«В Европе много дорогих картин, а в Америке много богатых людей. Нужно их друг с другом свести. В этом все дело», — таким было мнение Генри Дювина.
Энтузиазм и самоуверенность Дювинов, а также их финансовое чутье, позволили им нажить немалое состояние на продаже предметов антиквариата.
Братья развернули свою деятельность как раз в начале XX века, когда европейские ценности рекой потекли в Америку. Дювины покупали коллекции целиком, дабы перечеркнуть возможность оценить какой-либо предмет отдельно. Тратя огромные суммы на аукционах, Генри привлек к сотрудничеству богатейших людей Америки, помогая им покупать искусство и продавая им коллекции из сотен, даже тысяч произведений. Клиенты, которым льстило подобное сотрудничество, охотно пользовались его услугами, взамен получая славу коллекционера и доступ к элитному сообществу любителей искусства.
Продолжателями дела Дювинов стали современные коллекционеры: Чарльз Саатчи, Стив Уинн и другие.
О коллекционерах искусства мы уже писали в этой статье.
А о роли галереи и творца расскажем в следующих публикациях.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Если вам понравилась статья, поддержите нас лайком — это поможет каналу развиваться.
Возможно, вам будет интересно:
5 причин, которые заставляют людей коллекционировать искусство
Какое русское искусство наиболее востребовано за рубежом?
Роль дилера в искусстве. Амбруаз Воллар
Антиквариат и ювелирные изделия музейного уровня в нашей галерее: www.vremena.art.