Часть 1.
Вспомнились почему-то слова из детской считалки:-"Ты шестой у ворот постой..." хотя никакого отношения эта считалка не имела к той должности, которую Паша должен был занять на плавбазе "Виктор Кингисепп."
А называлась она в штатном расписании-помощник капитана по пожарной-технической части или пятый помощник капитана, в простонародье-пожарник.
Профессиональные пожарные возможно обиделись бы на такое название их профессии. Но на флотах Северного бассейна, пожарные помощники были только на "двугорбых" плавучих базах управления "Севрыбхолодфлот."
И вся пожарная команда на этих плавбазах состояла из штатного, единственного пожарного, то есть этого самого пятого помощника капитана.
Должность была введена в помощь старшему помощнику, ввиду того, что одному ему было физически сложно управляться со всем его заведованием, учитывая большую численность персонала.
Павла недавно разжаловали и ему еще повезло, что не в матросы. Ему всегда везло, но тогда он так не думал. Это он поймет может быть когда-нибудь потом, в далеком будущем, но не сейчас.
Понизили его в должности за выход на вахту в нетрезвом состоянии. Но на самом деле все было не совсем так.
Просто начальник промыслового района, находившийся на борту их плавбазы,"трещал" по УКВ, в то время, когда судно шло на швартовку к очередному "кошельковисту" и Паша, сначала вежливо, попросил старшего товарища не мешать ему работать.
Но начальство не любит когда ему перечат. Потом произошла небольшая словесная перепалка. После чего, через пол часа, на мостик поднялся старпом и Павлу было предложено сдать вахту.
Накануне действительно Пашу пригласил третий механик, отметить его день рождения, ну а так как промежуток времени между сменами всего восемь часов, то конечно запашок не выветрился совсем.
Засунь Паша язык в одно место, никакого инцидента и не произошло бы.
Но как все мы хорошо знаем:- "Язык мой-враг мой!" Итог этого-год опалы.
Все говорили, мол у пожарника работа заключается в том, чтобы спать от пожара до пожара 24 часа в сутки напролет.
Но не дай Бог случиться пожару на борту судна, да еще в море, да еще в сложных условиях плавания.
О таких случаях все моряки слышали и не один раз. Ежемесячно выходили бюллетени по аварийности на судах флотов, и не на последнем месте стояли там возгорания и пожары. Иногда они сопровождались множественными жертвами.
Один из крупных морских пожаров на Северном бассейне у рыбаков, запомнившийся в середине семидесятых, это пожар на зверобойной шхуне "Березина" Архангельского тралового флота. Он унес десять человеческих жизней. Судно вышло в, свой роковой, первый и последний рейс. После пожара восстановлению оно уже не подлежало.
Активное участие в тушении того пожара и спасении экипажа с горящего промысловика, принимали суда "Севрыбхолодфлота", транспортный рефрижератор "Отто Гротеволь" и учебное судно "Батайск"
Получив, направление в отделе кадров Павел, пошел принимать дела.
"В.Кингисепп" готовился к отходу и стоял на 35-м причале Мурманского рыбного порта.
Павел поднялся по трапу, спросил у вахтенного штурмана:-"Как найти пом.капитана по ПТЧ?" Штурман сообщил,что тот на борту и объяснил, где находится его каюта.
Павел постучал, и зашел. Уходящий в отпуск пожарный помощник, засиял от счастья.
После скорого знакомства они пошли к старшему помощнику. Старпом принял документы у Павла и бросил короткую фразу:-"Принимай дела и готовься к сдаче пожарно-технической комиссии."
Паша посмотрел акт приемо-передачи. Это был довольно значительный список, в котором числились сотни метров пожарных рукавов, десятки огнетушителей пенных и углекислотных, бочки пенообразователя, множество подручного инструмента, размещенного на противопожарных постах, обмундирование для пожарных во время тушения, кислородные изолирующие аппараты и множество других подотчетных вещей.
Затем коллеги, со списком имущества, весь рабочий день ползали по отсекам и помещениям судна, ни одно из которых, практически не оставалось без обеспечения средствами борьбы с огнем.
В конце рабочего дня дела были переданы и оба пожарных помощника сошли на берег. Они заскочили на пару часов в ресторан "Полярные Зори" отметить каждый своё.
За рюмкой, сдающий дела пожарный помощник, дал краткую характеристику судовых начальников и экипажа, а так же разъяснил кое-какие нюансы новой Пашиной должности.
На следующий день Павел вышел на работу и уже был в ответе за противопожарную безопасность всего, что происходило на борту плавбазы "Виктор Кингисепп."
А происходило много чего, связанного с этой безопасностью. Это и места приемки топлива и проведения различных огневых работ, и инструктажи по этой безопасности, вновь направленных членов экипажа, и курение в положенных местах, и подготовка аварийных партий по борьбе с огнем.
Оказалось, не так уж мало обязанностей в этой новой должности. Радовало пока одно, не надо было стоять суточные вахты.
Павел знакомился с новым для себя амплуа, документацией и экипажем. До отхода в море оставалось меньше недели.