Этот фильм, как и "Тени исчезают в полдень" сняли два режиссера. Валерий Усков и Владимир Краснопольский. Через судьбы трех братьев Савельевых, их родственников и односельчан, в фильме показана наша история от начала до середины прошлого века. 20 век стал стал веком потрясений для нашего отечества. И то что мы выжили, то что мы есть как государство, я считаю безусловным успехом. А выжили мы, пройдя через все эти испытания, которые разрушили бы почти любую другую страну (и разрушали) благодаря людям. И именно это можно увидеть в сериале.
" ... увидеть, как сказал Твардовский, "даль в человеке". Это ужасно интересно, проследить как рождаются поступки. Они рождаются порой в далеком прошлом... В каждом из нас живет этот вечный зов любви к Родине, к нашей истории, любви к людям которые рядом. Рано или поздно он начинает проявляться..." Валерий Усков. режиссер сериала "Вечный зов".
На роль старшего брата Антона Савельева проходили пробы Олег Янковский, Александр Абдулов... Но режиссеры выбрали мало известного в то время актера Валерия Хлевинского.
На мой взгляд, абсолютное попадание а образ.
Сейчас Хлевинский успешный артист театра МХАТ имени Чехова, но до сих пор считает главным своим успехом не удачную карьеру, а то что не подвел своих родителей:
"У меня родители глухие. Мы с сестрой в семье глухих родились... Для меня важно было, что у меня папа во Владимире на заводе работал и там вышла газета "Отец гордится сыном".
Как вам? Конечно же именно он должен был играть Антона Савельева!
Младшего сына - Ивана, нашли в Театре Юного Зрителя. По рассказам режиссеров, когда он пришел на пробы, то они сразу поняли, пришел Иван. Вот прямо Иван Савельев.
Эти бездонные лазоревые глаза, открытое лицо, простота в манерах... Кто еще подошел бы на эту роль? По воспоминаниям актера Николая Иванова, он как раз накануне прочитал роман своего однофамильца и подумал, вот бы сыграть роль Ивана...
Федор. Вадим Спиридонов. Сложнейшая роль. Разрушительная. Это он сумеет показать насколько красиво и притягательно бывает зло. Харизматично, как сейчас говорят. Да, друзья мои, если бы грех не был обольстительным, не был многослойным и спорным, не вызывал бы желание оправдать его, то никто бы и не грешил.
Когда Иван убил Федора, то артист Вадим Спиридонов так и остался лежать. Режиссер испугался, не перепутали ли патроны... Нет, он был жив. Он не мог встать. Он лежал и плакал:
- Кончился мой Федор...
Он не знал как ему дальше быть. Он стал мыслить, как Федор. Он стал Федором. Вадим Спиридонов прожил после съемок всего 6 лет.
В этом фильме практически все гениально играли. Но даже в этом ряду, лично я выделяю роль Федора. Это за пределами игры. Это прямо вот она и есть - жизнь.
Петр Полипов. Когда Юрий Смирнов получил сценарий и прочитал его, то сказал своей жене:
- Ты знаешь, есть здесь одна роль, потрясающая роль! Но играть её страшно.
Сам Юрий Смирнов считает, что роль Полипова где-то помешала его дальнейшей карьере. Настолько убедительно он сыграл мерзавца, что ассоциации у зрителей выработались однозначные. Наверно он прав. Но я все же считаю несправедливым, что артист Юрий Смирнов, единственный из исполнителей главных ролей не получил Государственную премию СССР. Но это тоже признание таланта. Роль настолько удалась, что у кого-то рука не поднялась премировать такого субъекта.
К Екатерине Жемчужной режиссеры подошли прямо на улице, поздно вечером после концерта. И предложили прийти на пробы.
Роль цыганки (по сценарию) предполагалась более значимой. По книге перед Кафтановым танцевал сам Поликарп Кружилин, а не Зорица, как в фильме. И предполагалось продолжение этой линии. Но муж актрисы и её родственники не захотели отпустить Екатерину на продолжение съемок. А жаль. По замыслу, Зорица должна была встретиться с Поликарпом через 20 лет. И у неё должен был родиться сын. Появиться Зорица должна была на вокзале, в той самой сцене, где Анфиса наконец-то нашла безногого инвалида, своего мужа Кирьяна Инютина.
Можно ли это смотреть без слез?! Даже от кадра, статичной картинки, и то глазам горячо. Посмотрела интервью с Андреем Мартыновым (исполнителем роли Кирьяна), так он с трудом сдерживает слезы рассказывая про эту сцену. А уже почти полвека прошло...
С Тамарой Семиной же случилась настоящая истерика во время съемок. Настоящая. Актриса с трудом успокоилась.
Вот так они и получались, шедевры Советского кино. У мели же снимать. Умели же сниматься. Умели показать её - "даль в человеке". И всколыхнуть в сердце зрителя этот вечный зов любви.