Эта публикация продолжает мое исследование удивительного факта обнаруженного в путешествии по Ланке, о котором я уже упоминала здесь. Я попробую доказать, что с точки зрения обитателей Месопотамии, на острове расположен "ад", точнее и правильнее будет сказать, подземный мир. И наоборот: для тех, кто смотрел из Индии и с острова, видел "демонов" в Междуречье.
На Шри-Ланке практически всю ее историю, начиная с III века до н.э. господствующей религией является буддизм, но был период, когда активно распространялся индуизм.
Согласно индуистским верованиям, остров сыграл важную роль в истории похищения главой ракшасов - Раваной жены царевича Рамы, которое описано в знаменитом эпосе «Рамаяна». На Шри-Ланке эту историю мне рассказывали, как легенду о Раме-Раване. Миф этот известен с I тысячелетия до н.э., я не буду здесь его пересказывать, укажу лишь одно важное обстоятельство: Девятиглавец Равана был хозяином Шри-Ланки и, по совместительству, ракшасом, т.е. демоном-людоедом.
А где в большинстве религий живут демоны? Ответ напрашивается сам-собой: в подземном мире.
И если посмотреть на карту мира, то видно, что остров Шри-Ланка находится ниже континента, т.е. он находится под «большой» землей – «подземный» остров!
Так что вполне возможно предположить связь мифологических представлений древнего Междуречья и Шри-Ланки. А поскольку мифология, так или иначе, отражает реальность, через мировоззрения и культуру, то и древнюю связь между данными территориями.
Этому есть и другое косвенное подтверждение.
В богатом индуистском пантеоне есть такие мифологические персонажи, как асуры-демоны, старшие братья и противники богов (суров/девов), которые сначала жили вместе с сурами на вершине горы Меру, а после некоторых столкновений были скинуты либо к подножью горы, либо в подземный мир. Кроме того, они связаны с водой, т.к. после смерти отправляются в подводное царство Варуны – бога мировых вод. А то что остров Ланка со всех сторон окружен водой - это совсем не новость.
В Персии в религии Заратуштры бог Ахура-Мазда тоже был связан с водой: его женами считались небесные воды. Учитывая различные особенности переводов и транскрипций, он вполне мог бы быть и Асурой, т.к. Ахура представляет собой соответствие санскритскому «asura» - «властелин». Связь между асурами и Ахурой-Маздой бесспорна и не вызывает вопросов у современных исследователей, она наглядно отражает противостояние народов живших по соседству.
К этим персонажам стоит добавить еще одного - Ашшура из Ассирии, с учетом названия страны, его имя так же можно было транскрибировать как Асура. Кроме того, изображения Ахура-Мазды и Ашшура имеют наглядное сходство – круг с птичьим хвостом и крыльями.
Таким образом, мы получаем взгляд с обратной стороны, т.е. как бы взгляд из подземного мира. Если из Междуречья подземный мир - Кигаль видится на Шри-Ланке, то из Шри-Ланки и Индии – Передняя Азия смотрится как место обитания демонов-асуров-ахуров-ашшуров.
Вероятно, по той же аналогии нужно рассматривать древнегреческий Тартар – место обитания свергнутых титанов и Тартарию – термин, используемый в Средневековой Европе для обозначения некоторых азиатских территорий. А еще ведического бога Индру, победителя змея-дракона Вритры, сдерживавшего воды и персонажа русских сказок подземного Индрика-зверя (змея), который является противником змея, мешающего брать воду из колодца.
Причем в Индии вопрос строения вселенной — «яйца Брахмы» (брахманда) разработан очень подробно: оно окружено скорлупой, за которой находится пространство, заполненное бесчисленным множество таких же миров исчезающих и возникающих снова. Внутри «яйца Брахмы» находится много ярусов, которые соединяются мировой осью – горой Меру. Сверху расположены шесть небес, поднимающиеся над землей. Ниже небес находится земля (бхулока), под ней - патала, состоящая из семи ярусов, с разными обитателями, затем семь адов — нарака. А под ними обитает тысячеголовый змей Шеша.
Возможно, в древности взгляд из Индии на Междуречье и порождал такое сложное деление подземного мира. Хотя, в самой Месопотамии так структуру вселенной не усложняли, а традиционно для древних культур делили на три уровня: небо, землю и подземный мир.
Вот такие параллели получились. Но на этом я не заканчиваю. В следующей публикации разберемся с аналогиями между индуизмом и... христианством.
Ставьте лайк, если Вам понравилось, подписывайтесь на канал, делитесь в соц. сетях.