Найти в Дзене
GREEN blog

Что такое гринвошинг: как нас обманывают, примеры компаний и как не попасться на уловки

Оглавление

С середины прошлого века экодвижение начало набирать обороты, что привело сейчас к массовому озеленению и осознанному потреблению. Крупные производители стараются не отставать от этой темы и берут на вооружение новые технологии, которые соответствуют экологическим стандартам. Однако не все компании делают это честно. Примерно в 90% случаев на полках мы видим лишь прикрывание зеленым листом совершенно не экологичных и не натуральных товаров. Разберемся подробнее и посмотрим на примеры в этой статье.

Гринвошинг — термин появился из комбинации двух английских слов “green” (зеленый) и “whitewashing” (отбеливать репутацию) и обозначает недобросоветное поведение производителей, когда они пытаются выставить свои товары как экологичные. На самом же деле это лишь маркетинговый ход для привлечение внимание потребителей.

И такое поведение компаний не удивительно, ведь по статистике 69% жителей России готовы переплачивать за то, чтобы товары были экологичными. Но не все производители готовы действительно этому соответствовать, а заработать больше хочется.

Натуральный биойогурт с красителями и добавками яркий пример гринвошинга
Натуральный биойогурт с красителями и добавками яркий пример гринвошинга
Впервые термин ввел эко-активист Джей Вестервельт в 1986 году. В своем эссе он был возмущен, что гостиницы, прикрываясь заботой об окружающей среде, просят постояльцев не менять каждый день полотенца и постельное белье. Хотя на самом деле это было лишь в их интересах экономии воды и электроэнергии. Сейчас этот термин также переводят на русский язык как зеленый камуфляж.

Семь грехов гринвошинга

Более внимательно на гринвошинг обратила внимание компания TerraChoice и в 2007 году составила список 7 грехов, которые присущи производителям, приводящим в заблуждение потребителей об экологичности товара. Как нас обманывают:

  • Скрывают полную информацию с акцентом только на достоинства. Указать могут на упаковке только натуральные ингредиенты, а в составе можно встретить и опасные;
  • Пользуются тем, что невозможно проверить достоверность утверждений на упаковке. Потребитель не может знать, точно ли используют артезианскую воду при производстве;
  • С помощью приема общих утверждений. Указывая о полностью натуральном составе, производитель укрывает тот факт, что натуральный компонент может быть не экологичным;
  • Указывают неактуальную информацию. На упаковке написано об отсутствии опасных компонентов, когда их законодательно запрещено использовать;
  • Используют прием экологичности на фоне аналогов. Например, выпуск автомобиля с меньшим расходом бензина, чем другие марки, но это не отменяет факт не экологичности;
  • Лгут о составе, скрывают вредные компоненты, используют эко-маркировки без разрешения, указывают несуществующие компоненты.
Потребитель не может проверить, действительно ли есть у компании такая программа, стоя у прилавка магазина
Потребитель не может проверить, действительно ли есть у компании такая программа, стоя у прилавка магазина

В России есть много примеров гринвошинговых компаний. Среди них, например, есть:

  • Greenway — никаких доказательств на право размещения эко-маркировок, подробное исследование можете прочитать в этой статье экоблогера;
  • H&M и утилизация старой одежды. Никто не знает, куда именно увозят на утилизацию ветошь и не сжигают ли её попросту на свалках. Исследования американского эколога о том, как работает система утилизации данной компании, можно почитать здесь.
Ещё в 2016 году при исследовании компании Unilever товаров разных категорий выяснилось, что половина из них пользуется приемом гринвошинга — указывают информацию, которую покупатель никак не может проверить.
Фото из Интернета
Фото из Интернета

Как не быть обманутым?

Первое и главное правило — это смотреть внимательно упаковку и состав. Если написано, что косметика сделана на основе васильковой воды, то не поленитесь посмотреть на каком месте она во составе и что помимо неё там не указаны опасные ингредиенты.

Второе правило — запомните или запишите опасные компоненты, которых в составе экологичных товаров не должно быть:

  • Парабены (Methylparaben, Propylparaben и другие);
  • Различные PEG-, PPG-;
  • Силиконы, которые в составе заканчиваются на -siloxane, и -conol;
  • Парафин и микропластик (Parafin, Quaternium и производные).
Важно, чтобы сертификаты и маркировки можно было проверить на действительность
Важно, чтобы сертификаты и маркировки можно было проверить на действительность

Третье правило — ищите эко-маркировки, проверить их достоверность можно с помощью приложения от проекта Экополка.

Ну, и просто не забывайте относится критично ко всем маркетинговым ходам и проверять информацию на достоверность. Также в моем блоге я постепенно выкладываю варианты натуральной и экологичной косметики, так что можете брать на вооружение.

Расскажите свои примеры в комментариях, когда сталкивались с гринвошингом. И если статья была полезной, то можно поделиться в соц сетях, ссылки ниже :)

-5