Найти тему
Виктор Никитин

Дэвид Байрон: Изгнанник из Uriah Heep.

David Byron
David Byron

Имя певца, снискавшего популярность в составе нескольких групп, знакомо всем поклонникам рока. Мы говорим Дэвид Байрон - подразумеваем Uraih Heep. Так уж повелось. В меньшей степени мы вспоминаем других вокалистов. Дэвид Байрон (настоящее имя Дэвид Гаррик) за свою карьеру выпустил более пятнадцати пластинок, включая три сольных альбома. Он родился в 1947 году в семье, имевшей не последнее отношение к миру музыки: его мама являлась участницей джаз-бэнда. В 1968-м году Байрона приглашает в группу под названием Spice ее гитарист Мик Бокс. Популярность "Spice" позволяла выступать в местных клубах, которые были наслышаны о новом коллективе. В этот период с группой начинает сотрудничать Джерри Брон, который приводит в группу Кена Хенсли и переименовывает коллектив в "Uriah Heep". Дэвид Гаррик превращается в Дэвида Байрона. За считанные месяцы он становится харизматичным фронтменом. Сценическая подача материала и удивительный по красоте голос закрепились как собственный стиль, которым музыкант будет активно пользоваться в дальнейшей карьере. Многие хиты создавались "под него" в расчете, что он добавит на концертах экспрессии. Многие критики отмечали, что Байрон – певец с невероятным диапазоном от природы. Его вокал признан выдающимся и наиболее приближен к оперному.

Uriah Heep
Uriah Heep

Группа набирала обороты, музыканты стали известными в рок-мире. Salisbury-Demons And Wizards - Magican's Birthday - один за другим выходят величайшие альбомы. За Байроном закрепилось неофициальное звание лучшего фронтмена в рок -музыке. Как бы то ни было, но уже в 1974 году на группе начали сказываться внутренние конфликты - например, разногласия с Джерри Броном, основателем Bronze Records и продюсером команды, растущее соперничество между вокалистом Дэвидом Байроном и клавишником и гитаристом Кеном Хенсли. Пристрастие Кена к кокаину лишь подливало масла в огонь.

Джерри Брон:" Дэвид был очень непростым человеком. Он был мастер создавать невыносимые ситуации. Но и Кен был далеко не ангелом. Наиболее заметно все это сказалось на альбоме «Wonderworld». Проблемой Байрона была любовь к спиртному особенно к виски «Chivas Regal». И пока Байрон все чаще и чаще прикладывался к бутылке, пристрастившийся к героину басист Гари Тэйн соскальзывал по наклонной в свой собственный ад. Что касается Кена, побочными эффектами избранной им отравы стали паранойя, депрессия и мгновенная смена настроений. Ситуация усугублялась тем, что Кен продолжал оставаться главным песенником группы, и, как всегда, выход следующего убойного альбома Неер зависел от него". Напряженность, царившая во время сессий «Wonderworld», слишком многое продемонстрировала Дэвиду, Кену и даже гитаристу Мику Боксу.

Любой исполнитель хочет сольной карьеры. Когда-нибудь многие фронтмены начинают чувствовать себя самыми главными в группе. У главного конкурента за лидерство в группе Кена Хенсли уже было два сольника. Байрон тоже выпускает пластинку "Take No Prisoners" в 1975 году. К записи Дэвид привлекает известных музыкантов. Звук на диске во многом оказался похож на собственно звук Uriah Heep, и получился довольно цельным, хотя у меня к нему весьма сложное отношение. Невольно сравниваешь его со звуком Хип. Критики говорили о последовательности, с какой выдержана пластинка. Но финансово она не принесла должного успеха, несмотря на признание поклонников Байрона. Эта пластинка не вызвала разногласий в группе. Может быть потому, что большая часть группы так или иначе участвовала в записи песен.

Ситуация внутри группы усугубляется. Хенсли уже попробовал себя в сольной работе, выпустив до Байрона альбомы «Proud Words On A Dusty Shelf», и «Eager To Please». Байрон решил не отставать от своего соперника. Раздутое эго каждого из них - и Хенсли , и Байрона - мешали отношениям в группе. Дэвил Байрон:"«Некоторые из тех, кто слышал мой альбом и знает творчество Uriah Неер, говорили мне, что он похож на Uriah Неер больше, чем Uriah Неер на самих себя. Другие говорили, что он звучит так, как следовало бы звучать Uriah Неер» - заявил он самонадеянно газете Sound после выпуска своего альбома.

В 1975 году, в «Philadelphia Spectrum», ситуация достигла предела. Собралось около 25 000 зрителей. Дэвид по неосторожности наступил на микрофонную стойку и повредил себе губу. И толпа сразу же завопила. Байрон, то ли от боли, то ли от злости, решил, что публика смеется над ним, и весь концерт прошел в выяснениях отношений со зрителями причем не всегда в цензурных выражениях.

David Byron
David Byron

На следующий год в Филадельфии Хенсли говорит в своем интервью, что они не смогли даже собрать зал в 3000 посадочных мест. Кена раздражало такое поведение Байрона и в один прекрасный момент он собрался и посредине тура улетел домой. Его решение не было простой вспышкой раздражения. Он считал, что этим привлекает внимание менеджеров группы к ситуации внутри команды. Но это не решало проблемы. Печальный конце группы был уже совсем близок.

David Byron
David Byron

Байрон не был в состоянии адекватно оценивать данную ситуацию. Как и Хенсли, который в то время сидел на наркотиках. Байрон считал себя великим певцом (по словам Бокса) и главным в группе. Он не мог понять того, что вокал Байрона звучит так, только в композициях, которые писал Хенсли. Это непонимание противопоставляло его всей группе.

Выпустив альбом сам Байрон нашел себе новое увлечение - свое недовольство он заливал алкоголем, что не лучшим образом отражается на работе в"Uriah Heep". В период работы над "High and Mighty", он предлагает выпустить его самим, то есть дать отставку Джерри Брону.

Вместе с Кеном Хенсли
Вместе с Кеном Хенсли

Кен Хенсли с радостью и воодушевлением взялся писать песни нового альбома. У Байрона после выпуска своего сольника практически не осталось никаких идей. Продюсировали его сами Хип. Кен, как композитор, был более чем доволен, так как этот альбом полностью состоял из его песен, сольник Кена Хенсли в составе Хип. Позже они решили, что это была ошибка. Ни Байрон, ни Бокс ничего в альбом не добавили. И в итоге альбом оказался коммерчески не удачным, потому что он в действительности не имел ничего общего с альбомами Uriah Неер. Альбом не поняли даже в Америке. Джерри Брон предпочел похоронить его. Группа винила в провале альбома Байрона.

David Byron and Ken Hensley
David Byron and Ken Hensley

Джерри Брон, по словам критиков, настроил прессу против пластинки. Он дал Байрону два месяца на то, чтобы привести себя в порядок. Но это оказалось напрасным. Официально это называлось как "невозможность выйти из конфликта внутри коллектива". Продюсеры видели в этом начало новой жизни "Uriah Heep", однако позже признались, что уход Байрона повлек за собой распад группы и потерю ею "собственного стиля". В тот период музыкант был зависим от алкоголизма и нередко срывал репетиции, чем ставил под удар весь коллектив.

Во время концерта в Швеции он был настолько пьян, что упал со сцены и спел первые шесть песен программы из оркестровой ямы. Инцидент в Испании стал последней каплей. Неер приехали на стадион, где должны был выступать, раньше времени и обнаружили, что все закрыто. Байрон вошел в ярость, начал кричать: «Да они знают, кто я такой?» и разбил стеклянные двери, чтобы войти. Кое-как группа отыграла этот концерт, но даже Дэвид тогда уже смирился с тем, что для него все кончено. Концерты на Wembley в 1976 году стали его последними выступлениями в составе Неер.

В июле 1976 Джерри Брон наконец опубликовал заявление группы, в котором говорилось: «Мы больше не можем мириться с тем, как относится к нам Дэвид Байрон, поэтому поступаем так, как того требуют интересы Uriah Heep в целом». Музыкантам было предложено подобрать нового вокалиста. По мнению некоторых наиболее ярых фанатов Uriah Heep, магия группы ушла вместе с ее талисманом, каким являлся Байрон. Все понимали, что увольнение Байрона было ужасно рискованным делом. Дэвид был фантастическим фронтменом, и в этом плане он был незаменимым. Одним из самых замечательных достоинств Дэвида была его способность интерпретировать и выражать чувства, заложенные в любой песне. Бокс говорил в своих интервью, что он понимал как Байрону удается своим голосом так раскрашивать песню, что она становится шедевром.

Когда Дэвида попросили уйти, его это не шокировало. «Я теперь совершенно свободен, - сказал он в интервью New Musical Express. - Всё то, что годами раздирало меня на части, теперь осталось позади. Да, меня уволили. Но зла на ребят я не держу. Либо я их перерос, либо они меня». Однако в другом интервью он говорил совсем другое - он был страшно недоволен и обижен увольнением и винил во всем группу.

Недолговечный союз лучшего состава группы стал уникальным по пониманию друг друга в музыкальном плане. Это видно на их видео. Байрон цементировал на сцене всех музыкантов. Начавшиеся в 1974 году трения вскрыли разногласия внутри группы, можно даже назвать борьбу за власть - кто главный. Трезво воспринимать то, что происходило в группе не могли ни алкоголики Байрон и Бокс, ни наркоманы Хенсли и Тейн. Дэвид вдруг решил, что успех Хип в 1974 году обеспечили только его вокал и его фантастическое обаяние на концертах. Это было так. Но пел -то он не свои песни, а песни написанные Хенсли. Оставшись один Байрон увидел, чего он стоил без Кена и Хип. Дэвид сам нашёл в себе мужество признать правду но только, когда в 1981 году уцелевшие Хипы пришли звать Дэвида обратно в группу без Хенсли. Он отказался играть в группе без Хенсли. Без всякого объяснения.

На сайте певца описывается его сольная карьера. Она включает новые коллективы, к созданию которых он приступил практически сразу. Группа "Rough Diamond" состояла из бывших участников-неудачников групп "Humble Pie" и "Wings", но после дебютной пластинки 1977 года приняла решение прекратить свою деятельность.

David Byron
David Byron

Почти все песни были написаны Байроном в соавторстве с группой. Альбом получился на редкость неудачным. Поклонники певца вынесли справедливый приговор: музыканты играли неровно, мелодическая основа была сырая и до конца не доведена. Байрон явно поторопился. На концертах Байрон больше исполнял старый репертуар Хип, нежели свои новые песни. Даже критики были довольны, видя безотказную работу старого репертуара Хип.

Из-за неудач возникают финансовые проблемы. На гастроли уже не зовут, нового песенного материала нет. В октябре 1977 года Байрон уходит из "Rough Diamond". Он выпускает в разных составах еще три альбома но опять безуспешно. О нем начинают забывать - в моде новый стиль диско. Бедный Дзвид, он ещё надеялся, что его имя кто-то помнил!

The Byron Band - реклама
The Byron Band - реклама

В 1981-м "The Byron Band" выпустил несколько синглов и единственный альбом. После того как "Uriah Heep" стал разваливаться на рубеже 70-80-х, менеджеры пытались сделать все возможное, чтобы повторить былой успех. Возможно он в последствии пожалел, что не вернулся в Хип. Но что сделано - то сделано.

Неудачи в карьере усугубили и без того плачевное состояние Байрона: его здоровье пошатнулось. Причиной явился алкоголь, от которого он так и не отказался. На одном из концертов Дэвид Байрон почувствовал себя плохо, что привело к тому, что он был вынужден отменить выступления. Музыканта нашли мертвым 28 февраля 1985 года в собственном доме в Рединге (Англия), где он прожил всю жизнь. Ему было 38 лет. По заключению медиков, не алкоголизм стал причиной смерти, а связанные с этим нарушения в работе сердца. Его сольные амбиции были похоронены четырьмя годами ранее, когда он потерпел неудачу на сцене лондонского «Marquee Club». Многие считают, что уход жены Габриэллы убил в нем жажду жизни. Другие утверждают, что гибель вокалиста ускорила его неудачная сольная карьера. Наверное и то, и другое. В последние годы Байрон пытался завязать со спиртным. Обыск в доме показал отсутствие любых алкогольных напитков.

История человека по имени Дэвид Байрон коротка и трагична. Сам того не осознавая, Дэвид поставил целью жизни постепенное саморазрушение и вполне преуспел. Байрон, как никто другой, близок духу исповедуемой Кеном Хенсли и всеми Хипами музыки. И именно совместная работа Дэвида и Кена, как впрочем и всех Хип, дала миру такую группу как "Uriah Heep". Все последующие вокалисты группы будут обречены на постоянные сравнения с Дэвидом, всё больше убеждающие в неповторимости Байрона.

Байрон отказался реанимировать Хип без Хенсли, с которым Дэвид ни разу не встречался с 1976 года. Он выбрал уход в небытие за девять лет до своей официальной кончины, лишив себя коллективного творчества и взаимного общения с публикой на грандиозных рок-концертах, кумиром которых он останется навсегда.

-9

Еще почитать на эту тему: О Кене Хенсли

О Группе Uriah Heep