Наше будущее лежит на морях!
Вильгельм II на освящении порта Штеттин
23 сентября 1898 год
Последний кайзер Германии Вильгельм 2 имел страсть ко всем вещам связанным с морем. Этим можно сказать он пошел весь в своих английских родственников. С 1889 года Вильгельм регулярно совершал длительные круизы, получившие название " Северные экспедиции” ("Нордландия"), посещал регаты и морские недели в британском портовом городе Коуз, немецких городах Куксхафен и Киль. В том же году он сделал первый шаг к созданию крупного германского военно-морского флота, учреждению Главного военно-морского командования, или “Рейхсмарине”. Сегодня в этой статье я вам поведаю о гордости Вильгельма - его спортивных яхтах.
На протяжении шести лет, вплоть до 1895 года, Вильгельм лично на собственной яхте принимал участие в международных гонках. С 1889 года и до начала Первой мировой войны спортивная яхта Кайзера, каждая из которых своими достижениями получила мировое признание, с большим успехом выступала на всех престижных соревнованиях Европы и США.
У Вильгельма были 5 яхт. Все они носили название "Метеор “ – в память о сражении во франко-прусской войне, во время которого немецкий капитан Кнорр разгромил французский фрегат ”Мемо".
Самая первая императорская яхта "Метеор I" была куплена Вильгельмом в 1891 году за 90 000 золотых марок – в общем-то небольшая сумма была полностью оплачена германским правительством. Это был катер 108-футового (33 м) тендера, первоначально носивший название “чертополох”, построенный в 1887 году на шотландской верфи D & W Henderson в Глазго. Он был создан в большой тайне для того, чтобы участвовать в Кубке Америки, который в итоге занял второе место. Однако именно "Метеор I" принес известность кайзеру как яхтсмену. В течение нескольких лет яхта под его командованием успешно выступала во многих европейских регатах, а в 1895 году в гонке Королевского Кубка Великобритании победила любимую яхту принца Уэльского (впоследствии короля Эдуарда VII) “Британия”.
Стремительному развитию яхтенной индустрии угрожало появление у конкурентов новых, более современных яхт. Предупреждая малейший намек на возможное поражение в будущих гонках, предусмотрительно Вильгельм в 1895 году разместил на верфи D & W Henderson новый заказ.
Так в начале 1896 года здесь появился красивый 128-футовый (38 м) геликоптер “Метеор II”. Над его дизайном работал Джордж Пеннокс Уотсон (GL Watson & Co), который несколькими годами ранее спроектировал яхту принца Уэльского. Строительство “Метеора-II " проходило в очередной раз за счет средств государственного бюджета. Однако на этот раз провести деньги через парламент кайзеру удалось с большим трудом. В первом же испытании во время работы Королевского Лондонского яхт-клуба "Темза" “Метеор II " показал себя во всей красе. Императорская яхта финишировала за 13 минут до того, как “Британия” тоже обновилась. Английская публика, не ожидавшая победы немецкого экипажа, встретила “Метеор II” в каменном молчании. В абсолютной тишине раздался выстрел с конца ствола. А еще через 13 минут Темза разразилась приветственным ревом болельщиков, свистками и сиренами стоявших на рейде кораблей, отпраздновавших прибытие “Британии " так, словно она была победителем гонки.
Экипаж "Метеора II", половина которого, кстати, состояла из английских моряков, стоически перенес оскорбление и воспринял его как вызов. Через несколько дней яхта выиграла английскую гонку Нор - Дувр, опередив “Британию “на 9,5 минуты, а в июне 1896 года в гонке в Саутгемптоне ее разрыв с” Британией " составил целых 25 минут. В течение нескольких лет “Метеор II " был победителем многих международных регат. Без сомнения, это была лучшая спортивная лодка того времени, образец мастерства британских судостроителей и гордость Вильгельма II.
В 1902 году Императорскую вахту фаворитом приняла шхуна "Метеор III". Он был разработан для Уильяма американскими дизайнерами H. G. Barbey & A. Carey Smith, построен на верфи Townsend & Downey Shipbuilding Co. стал усовершенствованной версией океанского крейсера "Идуна “(ранее” Джампа"), построенного в Америке в 1887 году и принадлежавшего жене Уильяма Дона.
Длина "Метеора III" составляла 160 футов (49 метров), ширина-27 футов (8,29 м), осадка-18 футов (5,49 м). Тело было полностью стальным. Лодка имела две палубы и небольшую стальную рубку. “Метеор III " был оборудован каютой для императора размером 8 на 13 футов (2,4 на 3,9 метра) с двумя отдельными ванными комнатами, гостиной, кабинетом, небольшой библиотекой и тремя элегантными гостевыми каютами.
25 февраля 1902 года "Метеор III" окрестили дочерью Теодора Рузвельта Алисой. Торжественный запуск состоялся в присутствии Рузвельта, брата кайзера, принца Генриха и многих сотен американских зрителей. Это событие было запечатлено на камеру в марте того же года, когда был собран документальный фильм “Метеор III на плаву”). Это был отличный повод "разогреть" германо-американские отношения, и это была действительно роскошная яхта.
За время службы на “Метеоре III " интерес к яхтенному спорту достиг небывалых высот. На регате собрались представители разных классов и социальных групп и, конечно же, почетные представители других стран. "Прибыть в это время в Кильский двор и собрать там весь немецкий флот. За гонкой последовали придворные торжества, город наполнился множеством гостей... " - пишет о Кильской неделе 1907 года М. П. бок, дочь П. А. Столыпина.И еще: "яхты, участвующие в гонках первого класса, поражали своей величественной красотой. Ведь это были настоящие большие двухмачтовые корабли водоизмещением 350 тонн, с командой из семидесяти человек, огромной парусной площадью и очень просторными, из-за отсутствия техники, помещениями. Их было всего три: личная яхта кайзера Вильгельма, "Метеор“, Крупп — ” Германия“, принадлежавшая городу Гамбургу”Гамбург".
Великая шхуна "Метеор III" исправно служила Вильгельму II в течение семи лет, вплоть до 1909 года, когда она начала уступать место новейшим яхтам-соперникам. Одним из ее главных конкурентов, как отмечал в своих воспоминаниях и М. П. Сайд, была яхта “Германия”, построенная семьей Крупп для недавно купленной в Киле верфи Germaniawerft Fr Krupp. Очевидной реакцией Вильгельма стал новый орден - "Метеор IV". Что же касается уже не отвечавшего потребностям императора "Метеора III", то в 1909 году он был продан известному немецкому химику Карлу Дитриху Харрису и его жене фрау Герте, младшей дочери Вернера фон Сименса – основателя транснационального концерна Сименс. Сменив владельцев, яхта получила новое название "Северная звезда" и новую жизнь: она уже несколько раз участвовала в килевых неделях и регулярно выходила в море, чтобы свободно плавать.
Проектирование и строительство нового "Метеора IV" Кайзер передал немецкому производству: известному конструктору Максу Арзу (Max Oertz) и верфи Круппа. Шхуна "Метеор IV" была спущена на воду в 1909 году. Его длина составляла 154 фута (47,14 м), ширина-27 футов (8,29 м), осадка-18 футов (5,49 м). Во время службы “Метеор IV” участвовал практически во всех известных европейских регатах. В течение четырех лет его называли грозным соперником на морских неделях в Коузе и Киле, на регатах в Кэмпбелтауне (Кинтайр, Шотландия), на гонках Королевского яхт-клуба Сент-Джорджа Кингстона (Ирландия), на гонках Королевского Лондонского яхт-клуба на Темзе и на больших регатах Королевских яхт-клубов Лондона.
в начале 1914 года он был призван в "Метеор V". Новая шхуна длиной 156 футов (47.6 м) также была разработана Макс Эртем (Макс Оертз) и построен на верфи “Германия” (Germaniawerft Ф. Круппа). Бурно развивающиеся события на мировой арене не позволили “Метеору V " построить такую же долгую и успешную карьеру, как и его предшественникам. Однако его спортивная жизнь была столь же короткой, сколь и яркой: за считанные месяцы до начала Первой мировой войны “Метеор V” успел поучаствовать и выиграть регату Elbregatta.
Окончание статьи
Известно, что все "метеоры “после” списания" некоторое время оставались во флоте Вильгельма II в качестве учебных или прогулочных яхт. Единственным исключением стал “Метеор III", который, как уже говорилось выше, сразу же нашел покупателя.
В 1921 году яхта вновь сменила владельца – теперь это был Морис Буно-Варилья, владелец парижской газеты Le Matin. В 1924 году он был приобретен итальянским бароном Альберто Фассини. В 1932 году Фассини продал яхту человеку по имени Джиллетт, который вскоре передал ее британским брокерам Campbel & Nicholsons. После нескольких месяцев бездействия он был куплен американцем по имени Фрэнсис Тейлор и служил ему до 1940 года. Тейлор продал лодку Джеральду С. Фоули, который, в свою очередь, продал ее Дэвиду Файнбергу, который является Николасом Алленом. В 1941 году лодка была реквизирована, во Вторую мировую войну использовалась для нужд Военно-Морского Флота.
По иронии судьбы, в 1946 году после долгих скитаний имперский "Метеор III“, носивший название” Альдебаран", нашел свое последнее пристанище на причале для разбора полетов кораблей Джона Витта на острове Стрелков в заливе Ньюарк – там с 1900 по 1910 год располагалась судостроительная компания "Таунсенд энд Дауни". и где он в 1902 году торжественно сошел со стапелей.С началом Первой мировой войны следы других "метеоров" полностью теряются. Некоторые источники утверждают, что все яхты были потоплены в ходе боевых действий. Другие утверждают, что позднее они были реквизированы правительством Новой Веймарской республики. Существует также мнение, что яхты, как наиболее движимое Императорское имущество, были проданы в 1919 году Вильгельмом II, которому действительно понадобилось много денег для покупки замка в Дорне – месте в шести километрах от Амеронгена в Нидерландах, где последний кайзер Германии проведет остаток своей жизни.