Найти в Дзене
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Дело Михаила Ефремова заставляет вспомнить о знаменитой аварии, за которую судили композитора Микаэла Таривердиева

Смертельное ДТП, устроенное Михаилом Ефремовым - одна из главных тем, которую обсуждают сегодня. На телевидении и на радио выступают очевидцы аварии. Интервью дают родственники погибшего водителя. Журналисты восстанавливают до минут путь пьяного Ефремова в тот роковой день.

СМИ приводят подобные резонансные случаи прошлых лет. И здесь в первую очередь вспоминается самая знаменитая авария в центре Москвы со смертельным исходом.

Фото с сайта: freeimages.com
Фото с сайта: freeimages.com

Это история, в которой фигурировали две знаменитости советской эпохи - актриса Людмила Максакова и композитор Микаэл Таривердиев. У них был бурный роман, начавшийся в Крыму. Вот как позже вспоминала Максакова о приезде Таривердиева в санаторий: “Не заметить его было невозможно - очень модный композитор, а кроме того, у него была элегантная, самая модная одежда и в придачу ко всему личная “Волга” с оленем на капоте!”

Вот эта “Волга” и сыграла свою роковую роль четыре года спустя. 9 мая 1967 года Максакова и Таривердиев посидели на шумном празднике в гостинице “Националь”, по словам актрисы, Таривердиев выпил водки. А затем они помчались на “Волге” по Ленинградскому проспекту и сбили 16-летнего парня, который перебегал дорогу. Парень погиб на месте.

По одной из версий, за рулем сидела Максакова, но Таривердиев взял все на себя: заявил ГАИ, что машину вел он.

Фото с сайта: 24smi.org
Фото с сайта: 24smi.org

Композитора осудили на два года - но поскольку следствие длилось тоже два года, его после суда освободили по амнистии.

У Максаковой другая версия – что за рулем сидел именно Таривердиев, выпивший. Впрочем, многие ей не поверили, в том числе и режиссер Эльдар Рязанов. И свою позицию он выразил в фильме “Вокзал для двоих”. Именно история с Таривердиевым стала основой для сценария: главный герой тоже музыкант, он тоже берет вину за аварию на себя, хотя на самом деле машину вела жена – и он тоже идет под суд.

Учитель Таривердиева Арам Хачатурян как-то шутливо сказал о нем: это такой хулиган, что его когда-нибудь посадят. Слова оказались пророческими. Что касается хулиганства, то Таривердиев действительно славился этим в детстве – и как раз, чтобы отвлечь мальчика от улицы, ему купили на день рождения пианино.

Пианино Микаэлу очень понравилось. Он стал сочинять музыку, и уже в 16 лет два его балета вошли в репертуар Тбилисского театра оперы и балета.

Его стали сравнивать с Моцартом, с Верди, появился шуточный вариант его фамилии - “Почтивердиев”. И к моменту той страшной аварии он стал уже весьма популярным композитором в СССР. Но многие считают, что та трагедия и суд подорвали его здоровье и стали причиной преждевременной смерти.

К тому же в середине 70-х годов композитор оказался в опале. Чиновники из Гостелерадио всерьез восприняли слухи о плагиате – что Таривердиев свою знаменитую музыку в “Семнадцати мгновениях весны” позаимствовал у французского композитора Франсиса Лея, из фильма “История любви”.

Таривердиев вспоминал: “Мою музыку выкидывали из радиопрограмм, перестали передавать по телевидению. А дальше – больше. Мне просто проходу не давали”. Заодно композитору припомнили и ту аварию 1967 года - и суд.

Некоторые другие опальные деятели культуры в такой ситуации предпочли иммигрировать. И позже, уже в перестроечную эпоху, журналисты спрашивали Таривердиева – почему он не уехал из страны? На что композитор ответил: “Я люблю свой диван”.