Наиболее ярким примером процесса сегрегации-десегрегации в обществах классического типа служит образование. Тут формируется тот самый культурный базис, определяющий шаблоны поведения во взрослой жизни и, либо углубляющий этническое разделение, либо максимально его смягчающий. Вплоть до полной нейтрализации (см. гимназическое образование в XIX в. РИ/система лицеев во Франции XIX- начала XX вв.). Тем не менее, разделение школ по этническому принципу никуда не делось и в той или иной форме существует по всему миру до сих пор. На добровольных началах погружения ребенка в комфортную ему среду.
Иллюстрация из США. Наступил счастливый 1974 год, все ограничения сняты, абитуриенты любой расы могут выбирать произвольный ВУЗ для получения профессии и дальнейшей карьеры. Создается система мотивирующих квот, учреждаются стипендии, с помощью своеобразной лотереи из множества неимущих, но хорошо успевающих студентов выбираются достойные на прием в самые престижные университеты и т. д. и т.п...
Работа кипит, день и ночь засучив рукава борцы с сегрегацией избавляют страну от культурных ограничений. Теперь-то точно заживем. Проходит 45 лет, наступает 2019 год и публикуется любопытная статистика о жизни внутри университетов и колледжей. Помимо престижной Ivy League есть и сообщество Historic Black Colleges and Universities, сокращенно HCBUs. Из названия очевидно — до 1974 года учились там только черные.
Что с ними происходит сейчас? Поразительно, но то же самое. 90% студентов из того самого сегрегационного лимита. Более того, насчитывая в общей сложности всего 3% от общего количества высших учебных заведений страны HCBUs, они выпускают подавляющее количество всех востребованных чернокожих профессионалов в стране:
- 80% судей,
- 50% юристов,
- 50% врачей,
- 40% инженеров,
- 40% членов Конгресса.
И т.д...
Единственный дошедший до финала президентской гонки чернокожий кандидат, Камала Харрис, тоже выпускница HCBUs.
Здесь мы видим положительную динамику. При сравнительно небольшом финансировании, а суммарный капитал endowment funds всех HCBUs составляет десятую часть от такового Гарварда, они год из года производят кадры стандартного калибра. Т.е. дали возможность всем учится вместе и те, кто учится отдельно в целом более успешны.
Почему? По причине разного уровня соревновательности, отсутствия барьеров для построения социальной карьеры внутри сообщества и культурных образцах. В HCBUs нет этнических братств, которые появляются в остальных университетах, а значит не существует барьеров для общения со сверстниками и стереотипных ожиданий от их преодоления. Зато 60% преподавательского состава (против 5% в остальных ВУЗах) тоже черные. Поэтому студенты видят успешных людей их этноса и интуитивно стремятся быть такими же. Причем приведенная выше статистика, несмотря на все усилия по ее размыванию, прошла свой минимум и цифры будут еще расти.
Её публикация вызвала известное оживление и закончилась публичным обсуждением перспектив. HCBUs по-хорошему нужно развивать, холить и лелеять. Ни в коем случае не забирать у них «атлетические стипендии», которые переманивают чернокожих спортсменов в более престижные университеты. Вообще, важнейшая задача — поощрение специализированных колледжей и создание, наконец-то, их полноценной лиги. Пишут об этом сами афроамериканцы.
HCBUs поразительно консервативны и студенты в своей массе не поддерживают уличных беспорядков. Получается, реальная десегрегация очень болезненна и хотелось бы ресегрегироваться обратно. В родные пенаты. Конечно, на новом уровне экономических возможностей^^
Вот такая неудобная повестка. Ни вам заработать на фондах поддержки меньшинств в престижных ВУЗах, ни поговорить об угнетении и занять кафедру очередных diversity studies, ни разжигать бессмысленную ненависть в газетах за фантасмагорические гонорары.
Скукота, одним словом.
Источник: https://medium.com/@mikaprok/hcbus-case-3f8dc4255499