Очень часто мне задают вопрос, что вообще из себя представляет пресловутый рейтинг школы. Мол, слышали много, но ничего до сих пор не поняли. Эта статья - попытка ответить на самые очевидные вопросы, которые, кажется, стыдно задавать, поэтому большинство людей "не в теме" и предпочитает молчать с умным видом. Начнем с самого простого и надоевшего:
1. Что такое рейтинг школы?
История с рейтингованием школ относительно новая. Началось все, как обычно, с Москвы в 2010-ых годах и стало повсеместно распространяться по всем регионам. То ли дурной пример заразителен, то ли уж такая прекрасная вещь, что грех не перенять. В бытовом представлении рейтинг школ - это некий список, где и размещены учебные заведения от самого лучшего к самому худшему. Это не совсем соответствует действительности, так как критерии распределения остаются достаточно туманными (например, я в своем регионе и паре соседних не нашла вообще ничего о них). В этом отношении, конечно, Москва не может не радовать, где все работает как часы. Вы можете ознакомиться с этими критериями здесь, а мы продолжим.
2. Так какие критерии существуют для распределения мест в рейтинге школ?
Кто не слышал от своего директора какого-нибудь приказа или просьбы с обязательным добавлением "для рейтинга школы"? В идеале же на рейтинг будут влиять следующие показатели:
а. Качественное массовое образование - иначе говоря, чем больше отличников и хорошистов в школе, которые еще и подтверждают это на всевозможных аббревиатурных проверках, тем лучше. Помните историю о том, что ВПР не будут влиять на рейтинг школы и вообще они нужны для оценки качества программ? Ну-ну.
б. Развитие талантов учащихся. Если вы подумали, что это о песнях, плясках и рукоделии, то вы ошиблись. В этом пункте учитывается результативность выступления на Всероссах (так называют всероссийские предметные олимпиады). А вы думали, почему так радуется директор и бежит награждать грамотой предметника, у которого ученик победил на муниципальном уровне, а тем паче на региональном?
в. Дошкольные группы. Здесь все просто: сколько дошколят перешло в первый класс этой же школы. Естественно, в наших интересах все и еще немного.
г. Профилактика правонарушений. Все добропорядочные школьники от 14 лет приносят некие сотые/тысячные доли балла в рейтинг школы. Если же у вас вдруг затесался ребенок, умудрившийся попасть на внутришкольный учет или вообще в отдел по делам несовершеннолетних, то в интересах школы сделать так, чтобы полгода он ничего больше не набедокурил. За это тоже погладят по головке и дадут баллы к рейтингу.
д. Любительский спорт. Вот тут браво физрукам, которые изо всех сил тянут своих воспитанников в "быстрее, выше, сильнее". Рейтинг в каждом регионе, по идее, должен учитывать свои конкурсы спортивной направленности. Сюда же включались некоторое время и результаты ГТО.
Кроме этих критериев, еще учитывается работа с детьми с особыми образовательными потребностями, удовлетворенность родителей условиями обучения (если не забирают ребенка из школы на определенных рубежах) и развитие профессиональных навыков.
3. Зачем нужен рейтинг?
В идеальной модели все школы получают подушевое финансирование: сколько детей, столько и денег. Все остальное очень напоминает историю с учительской зарплатой: 70 оклад, 30 премии. Так вот, чем выше рейтинг, тем больше дополнительных денежных вливаний получит школа. В Москве, говорят, высшие строчки даже освобождают от проверок. Рейтинг еще и преследует очень правильную и грамотную цель: развитие каждой школы. Идея очень даже неплоха. Избавиться от соревновательного духа и обратить внимание на своих же детей. Глядишь, что-то из этого и получится хорошее.
4. Это в идеале и в Москве. А что с регионами?
Действительно, если информацию для Москвы оказалось найти нетрудно (например, здесь информация за 2017-2018 учебный год), то для регионов ситуация была более печальной. Вы можете пролистать галерею и убедиться, какие списки и рейтинги можно найти в сети. А здесь информация по Казани за 2018 год.
В большинстве случаев рейтинги, представленные публике, основываются на результатах ЕГЭ выпускников. Имеют ли они отношение к тому самому рейтингу, большой вопрос. Поэтому расскажите, дорогие читатели, как дела обстоят у вас с рейтингованием и обнародованием этих рейтингов? Есть ли какие-то альтернативы этому явлению образовательной политики?
Больше читать по теме тут:
Что делают учителя в отпуске?
Почему дети не хотят участвовать в школьных конкурсах?
____________________________________________________________________________________
Любите себя, своих близких, рейтинги и критерии. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии.