Вы на канале астролога Павла Андреева.
Сепарация – это психологический термин, который используется при описании некоторых процессов и стадий развития людей начиная с раннего возраста.
Корни этих описаний мы можем увидеть в работах психоаналитиков: особенно тщательно исследовал эти процессы Альфред Адлер, который шел по стопам Фрейда, а также такие известные психологи, как Эрик Эриксон и Жан Пиаже. Процесс сепарации достаточно плотно вплетен в астрологическую концепцию Четырех рождений, которую я повсеместно использую в работе, и которая лежит в основе индивидуального плана развития Chronos.
Слово «сепарация» буквально означает «отделение». Столкнувшись с этим психологическим термином, может возникнуть вопрос: «Зачем, где и как кому-то от чего-то отделяться?» Ответ таков, что человек рождается не один раз. То, что в русском языке называется словом «рождение» - это просто появление на свет чуть окрепшего эмбриона, но это далеко еще не самостоятельный человек.
И если мы сравним людей с жеребятами, поросятами, пингвинятами, то достаточно легко будет отметить, что в живой природе детеныши куда более приспособлены и адаптированы к жизни. При этом, их психика устроена куда менее сложно. Соответственно, если даже кенгуренок сидит у мамы в сумке, добирая некоего питания и защищенности перед тем, как вылезти в мир, что уж говорить про невероятную машину под названием человек.
За демонстрацией того, как работает сепарация, тоже можно обратиться к зоологическому миру. Существуют примеры отделения части животных от стаи и так далее, но для наших психологических задач куда интереснее пример того, как клещ или пиявка сепарируется от живого организма. Так, пиявка сначала присасывается, чтобы получить свою подпитку, а получив, она естественным путем и относительно безвредно для носителя отваливается.
С человеком примерно такая же история. От момента зиготы, появившейся путем слияния двух клеток, проходит примерно 9 месяцев – и на свет появляется младенчик. При этом, он привязан к маме пуповиной, и до акта первого вдоха пуповину перерезать не стоит, это чревато последствиями. С момента раскрытия легких у младенчика значительно изменяется физиология, по-другому циркулирует кровь, по-другому начинают функционировать органы питания, и получается, от мамы в период вынашивания он взял некую биологическую привязанность, и его потом экологично «оторвали».
Дальше на первое место выступают внешние силы, которые отвечают за взросление и развитие. У мамы нет сумки, как у кенгуру, но примерно до 3 лет человеку важно напитаться от мамы куда более важным ресурсом, чем молоком или кровью через пуповину. Психологи называют этот ресурс привязанностью. Через маму мы считываем восприятие своего тела и восприятие мира. Психика находит контакт с телом через язык чувств.
Получается, способность быть в контакте с миром и в контакте со своими чувствами формируется в процессе сидения у мамы в животе, появления на свет и нахождения первые годы жизни в психологической орбите мамы. Окончательная сепарация от мамы наступает в районе 3 лет – первые ее признаки появляются в 1,5 года, а завершается процесс в районе 3 лет, что по срокам как раз соответствует оральной и анальной фазам развития по Фрейду.
Отделившись от мамы, человек является носителем физических рефлексов, инстинктов, это дитя тотально слито с миром, но при этом лишено желаний, намерений, способности двигаться поперек этой среды. И конечно же, такой «повзрослевший эмбрион» не наделен волевыми, интеллектуальными и прочими важнейшими для человека качествами.
На второй стадии развития, которая соответствует Второму рождению, ребенок переключается с мамы на папу, случается вторая ступень привязанности. Длится она уже подольше, но и отцовская задача поважнее, ибо связана она уже не с физиологическими функциями, а с духовными и психологическими. Человеку требуется около 7 лет, чтобы как с резервной флешки считать свое лицо, свой духовный облик, обрести способность понимать и идентифицировать себя в этом мире, и учиться увязывать свое Я с этим миром – желательно гармоничным путем.
Самооценка, энергия, доступ к творческим, интеллектуальным и волевым ресурсам, ответственность, фокус – все это неоперившийся человек считывает с отцовской персоны и забирает себе. Но тут нужно напомнить, что, если предварительно не произошло «напитывание» от мамы безмятежностью, привязанностью и заботой, если недополучен тактильный контакт, это не будет естественная и безболезненная сепарация – это будет все равно, что отдирать недопитавшегося клеща, который оставит свои «запчасти» в коже.
Процесс сепарации от отца уже чуть растянут во времени. Он приходится на стадию пубертата – подросткового периода. Так называемый подростковый бунт – это не какой-то ужасный протест, это не признак того, что подросток вредный, а всего лишь признак того, что он стал взрослым. К слову, если не ломать человека и не пытаться его сделать послушным рабом, то он никогда в жизни нигде бунтовать не будет. Он отвалится, как та самая пиявка, которая напиталась кровью, и к 18 годам будет если не полностью взрослым, то хотя бы функциональным членом взрослого общества.
Ну и наконец мы доходим до стадии 28-30 лет, когда человек сепарируется от рода, от остатков своей малышковой природы, и, благодаря влиянию, который имеет на него социум, человек становится органической частью общества, и уже способен адекватным образом нести ответственность и обязательства, и быть при этом полностью свободным, адекватно реализовывая свое Я и свое «хочу».
Процесс Третьего рождения финалит формирование взрослого человека и скрепляет его детские мечтания, амбиции и зону комфорта в некую единую целостную структуру. Такой человек готов для духовного развития – и двери «Машины Просветления» для него всегда открыты.
Расскажите, как у вас проходила или проходит сепарация от родителей?