Найти тему
Лидеры кино

Имидж звезд. Гламур и советское кино.

Женщины в России всегда завидовали красоте заграничных кинозвезд. Но так уж сложилось: для советского кино понадобилась иная красота. В России помнят и любят героинь фильмов «Высота», «Девчата», «Любовь и голуби», а они отнюдь не блещут красотой нарядов и внешнего облика.

                      Клаудиа Кардинале на Красной площади в Москве
Клаудиа Кардинале на Красной площади в Москве

В 1947 году прозвучавшая в фильме «Весна» фраза «Красота – это страшная сила» мгновенно приобрела популярность. Страна оживала от ран войны, захотелось красоты, любви... Героиня Фаины Раневской произнесла эту фразу, примеривая шляпку. Сама актриса, как известно, завидной красотой не обладала. И была замечательной актрисой, а не кинозвездой. А это не одно и тоже.

Когда Инна Чурикова впервые появилась на съемочной площадке, операторы пришли в ужас. Ее лицо, физиогномика никак не вписывались в канон, обычное восприятие красоты. Скорее даже ей противоречили. С удивлением смотрели они на Глеба Панфилова. Режиссер разглядел актрису на монтаже, в массовке, среди толпы. И влюбился... Как мощно он раскроет ее талант во многих своих фильмах! В ленте «Начало» героиня Чуриковой простая ткачиха, но ее взяли в кино на главную роль Жанны Д Арк. И наступает момент, когда она не справляется и предлагает режиссеру заменить ее на другую актрису. На один эпизод. И Панфилов монтажно выделяет в толпе блестающую внешней красотой женщину. Контраст потрясающий! Становится ясно, вот она внешняя искусственная красота. А вот у героини Чуриковой – красота душевная, точнее, духовная!

Россия не бросилась подражать Голливуду, создавая свое советское кино. Женщины с восторгом и удивлением смотрели на посещавших Московский кинофестиваль зарубежных див, на их потрясающие смелые наряды. Их то, советских зрителей, обшивали по стандарту, общественная мораль буржуазные причуды в одежде сурово осуждала. Правда, исключения были, но как бы не отличалась жизнь тех, кто пользовался особым положением и получал высокие награды, на экране им было важно показать как они близки к народу.

-2

Но если показывался буржуазный Запад, менялся подход к одежде и внешнему облику. Анастасия Вертинская поражает своей красотой в культовом фильме «Человек - амфибия». И получает критику за то, что для образа Гуттиэре, платья заказывали в фирме Диор. Бурно обсуждалась восьмая минута фильма, когда Ихтиандр спасает девушку от акулы. Просвечивающее сквозь ткань купальника тело актрисы вызвало шок у зрителей и негодование критиков. Полуминутный фрагмент был почти весь вырезан и не попал фильм, но до сих пор при желании его можно найти в сети.

О сексуальном имидже актрис, об аристократическом внешнем облике в кино впервые заговорят только в 90 - е годы. Помню, на фестивале начала 90 – х в Москве из всех, кто появлялся на сцене кинотеатра, где шел показ фильмов для членов киноклубов, съехавшихся со всей страны, только Софи Лорен удостоилась бурной реакции зала: все, как один, встали и зааплодировали!

                                        Софи Лорен  - гость Кремля
Софи Лорен - гость Кремля

Именно тогда стал пристально изучаться стиль голливудских кинозвезд, в том числе и тех, кто покорял зрителей как икона классического Голливуда. В Гале, героине фильма «Глянец» А. Кончаловского ее любовник , занимающийся подыскиванием красоток для олигархов, для досуга и для женитьбы, поначалу видит только крепко обожженную столичной жизнью, провинциальную женщину.

Но получив заказ на жену с внешностью и манерами Грейс Келли, пересмотрев сотни девушек из своей коллекции, герой неожиданно открывает для себя, что стоящая рядом Галя не предмет интерьера. Она идеально похожая на голливудскую диву и княгиню Монако! Петя принимается «работать» над ее образом, привлекая для этого армию стилистов, парикмахеров и фотографов. Возможно, применив слово гламур к этой ситуации, можно с уверенностью сказать, что речь идет об искусственной красоте, даже, обмане, поэтому нетрудно догадаться о финале ленты. Мир московской элиты Гале не подходит еще и потому, что он далек от искренности. Здесь все выстраивается по канонам блеска, достигнутого богатства.

Кончаловский тоже обжегся, эмигрировав из России, он встретил весьма холодный прием в США и долго добивался права снимать в Голливуде, а когда добился, бросил съемки ленты с С. Сталлоне прямо на середине съемок. И совсем не потому, что не справился с профессией. Он вернулся в Россию, поскольку, возможно, оценил ее как страну иных ценностей. И та же Юлия Высоцкая, что играла Галю в ленте «Глянец», помогла ему создать образ женщины с удивительной человеческой судьбой в картине «Рай».

Киновед Владимир Жерехов

Предлагаю поучаствовать в обсуждении темы в комментариях и благодарю тех, кто поддержит канал и подпишется на него!