Найти тему
Переплёт

"451 градус..." и две экранизации. По-моему, неудачных

Оглавление

Этот обзор для "ПроЧтения" немного нестандартный. Обычно мы тут говорим о книгах, а сегодня разберём по косточкам (по кадрам, по листочкам, как кому угодно) две экранизации одного очень известного фантастического произведения. Думаю, из названия статьи понятно, что говорить мы будем о фильмах по мотивам романа-антиутопии Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту".

В таком формате же статья вполне попадает в цикл недели ретро-фантастики, которая проходит на канале. Вышли статьи о творчестве Айзека Азимова, Сергея Снегова, Франсиса Карсака. Чтобы прочитать их - переходите на канал, подписывайтесь и читайте. А для иллюстрации сегодняшней статьи использованы образы отважных борцов с огнём и книгами, попавшиеся в Сети и находящиеся в свободном доступе на Яндекс.Картинках. Кадры из фильмов не стал использовать специально.

"Знаете, а девяносто лет - это вовсе не так круто, как я думал раньше... Сотня просто звучит солиднее..."

Эти слова Брэдбери сказал в одном интервью и сказал их о себе. Как и всегда, говорил и писал он с юмором и самоиронией. Мастеру мирового масштаба в этом году исполняется целый век. Признанный литературный гений работал в жанре фантастики, психологический прозы, фэнтези, создавал пьесы, писал стихи и сценарии. Мы уже достаточно подробно говорили о его творчестве в статье "Потому что люди - идиоты!", а сегодня давайте поговорим о книгах по самому известному его роману.

Рассказывать сюжет "451 градуса..." - бессмысленно. Читавшие - поймут, не читавшие (думаю, их тут мало) - могут и не понять, зачем пожарные сжигают книги, а работа полиции заключается в поиске, выявлении и арестах злодеев-букинистов. Надо только понять, что в этом мире жёстких ограничений и контроля есть люди, которые ещё не потеряли способность мыслить нелинейно. Задумываясь о несовершенности общественного строя, рискуя жизнями, они бережно хранят книги, как мудрость и знания предыдущих поколений и возможность самовыражения.

По книге было снято два фильма - в 1966 и в 2018. А, так как теория противостояния одиночки целой Системе всегда привлекала режиссёров своей возможностью сделать фильм всей жизни, каждый из них решил в сюжет привнести своё видение. И, в результате, всё испортить.

Ещё раз замечу, что всё написанное ниже - не более чем личное мнение. А у каждого оно, как известно, своё. Тапки в виде разумной критики принимаются в комментариях.
-2

Первый блин комом?

Первую экранизацию снял французский режиссёр Франсуа Трюффо. Подошёл он к этому максимально серьёзно. Не зная толком английского языка, для съёмок уехал в Англию. Сам написал сценарий, а для лучшего звучания диалогов, переводил несколько раз текст с французского на английский и обратно. Интересно, что титры к фильму не написаны на экране, а озвучены закадровый голосом, что соответствует сюжету, ведь печатный текст под запретом. Экранизация отличается от книги не только по задумке режиссёра, но ещё и по причине отсутствия технических возможностей для воплощения идей Брэдбери на экране в 60-х годах прошлого века.

Что интересно, в массе горящих книг можно заметить Достоевского, Толстого, Шопенгауэра, Пушкина, Набокова, произведения Брэдбери "Марсианские хроники" и даже сам роман "451 градус по Фаренгейту".

Впечатления от просмотра странные: фильм смотрится довольно устаревшим и, при этом, слишком ярким для жанра фантастики. Местами кажется, что это только зарисовка для хорошей картины. В этой же диалоги и актёрская игра смотрятся неестественно и наигранно, у зрителя нет ощущения сочувствия героям и проживания событий вместе с ними. В ущерб ключевой идеи замысла писателя, режиссер очень много места отвёл для морально-философской плоскости. Основные же события сюжета развиваются вяло и без накала. На протяжении всей картины нет ощущения того самого будущего, загадочного и далёкого, о неизбежности которого нас предостерегает автор книги. В итоге имеем факт: в книге автор погрузил читателя в атмосферу романа с головой, в фильме режиссёру этого не удалось сделать.

Данная экранизация - это хороший пример именно авторского кино, арт-хауса. Первая цветная работа Трюффо и единственная в жанре фантастики. Мартин Скорсезе называл фильм недооцененным и критиками и зрителями. Да, Рэй Брэдбери в целом картиной остался доволен, но это скорее комплимент от шеф-повара любимому клиенту.

-3

Включите свет, а то блокбастера не видно!

Несмотря на то, что многие до сих пор экранизацию Трюффо считают культовой, она устарела, да и эталоном её сложно назвать. Снять ещё один фильм по этой книге – очень даже не плохая идея, решил режиссёр Рамин Бахнари. И в мае 2018 года состоялся премьерный показ его видения "451 градуса по Фаренгейту".

В это раз современные технические достижения позволили достоверно и правдиво отобразить задумки автора романа в полной мере. Но не все... При том, что сегодня произведение Брэдбери – уже не антиутопия, а практически реальность, создали решили учесть несколько нюансов. В том числе - горячо мной "любимую" толерантность.

Сценарист, подгоняя сюжет под стандарты Марвел, Диснея и Нетфликс, слишком увлекся идей осовременить роман. Да так, что не взял в свою картину некоторых действующих лиц. Так же было решено, что для нашего общества уже нетипично, чтобы у целеустремленного карьериста Монтэга была рядом жена. Поэтому главный герой женат на своей работе. И без того скупая на эмоции игра Майкла Джордана кажется порой попросту бездушной. Тень этой бездушности падает и на игру Софии Бутеллы. А ведь она здесь отражение чести и совести Гая Монтэга. Хотя, какое там отражение - предаёт своих друзей и является двойным агентом. Терзания главного злодея брандмейстера Битти и Майкла Шеннона в одном лице, убедительны, и тоже не без перегибов. Но здесь он почему-то единственный вызывает к себе хоть подобие уважения.

Основные мои мысли на протяжении всего фильма:"Да что же так всё мрачно? Почему ночь практически не заканчивается?". Понятно, что неоновые рекламы и горящие костры так смотрятся ещё ярче, но не до такой же степени надо было чернить общий вид картины! К тому же не всегда можно рассмотреть чёрного Майкла Б. Джордана на чёрном фоне.

Брэдбери своим романом предостерёг будущие поколения о побочном эффекте несущегося технического прогресса. Но при этом выражал искреннюю надежду на светлое будущее и верил в человечество. Создатели фильма решили отбросить эту идею. В результате, фильм экранизацией назвать можно с трудом, скорее – по мотивам и не более. Создать очередной крутой блокбастер и сохранить общую концепцию авторам не удалось. Просто не интересно. Одноразовый стерильный фильм.

Учитывая разницу в 52 года между фильмами, вполне понятно - воплощение идеи романа на экране необходимо зрителю.

Ведь у каждого поколения свой взгляд и мнение, свои возможности, достижения и цели, а значит и отношение к одним и тем же событиям тоже разное. Оба фильма имеют место быть, не соперничают и никак друг друга не исключают. Но лично мне хочется сказать: "Так экранизировать Рэя Брэдбери не надо! Мы ещё умеем и читать, и мыслить сами". И если бы меня спросили, какой из них я рекомендую к просмотру, ответил бы прямо: "Читайте книгу!".

А Ваше мнение о романе и его экранизациях сильно отличается от моего? Есть что сказать, поддержать или возразить? Поставьте лайк, а потом уже высказывайте свои мысли в комментариях! А не забудьте подписаться на канал - у меня уже есть и ещё будет много интересного о хорошей фантастике.

Приятного ПроЧтения!