Найти в Дзене
Ваш тайный советник

Модельер императрицы умерла от обиды

Оглавление

Надежда Ламанова умела делать платья-шедевры даже из скатертей и полотенец

Валентин Серов. Портрет Надежды Ламановой (1911)
Валентин Серов. Портрет Надежды Ламановой (1911)

В атласные платья, расшитые жемчугами, она одевала венценосных особ и театральных прим. А после революции шила из сукна, но всё равно оставалась символом вкуса и элегантности.

Тиранила примерками

Надежда Ламанова родилась в 1861 году в деревне Шутилово Нижегородской губернии в семье полковника, и была старшей из пяти дочерей. Когда Надежда заканчивала гимназию, родители умерли, оставив на её попечение маленьких сестёр. Чтобы свести концы с концами, в 20 лет Надежда решилась на переезд в Москву, закончила школу кройки и шитья и устроилась работать моделисткой (так раньше называли модельеров) в ателье мадам Войткевич, где одевались записные красавицы и знаменитые артистки. И скоро стала там ведущей мастерицей. Клиентки рекомендовали подругам «новенькую закройщицу, мадемуазель Ламанову, которая истиранит примеркой, но зато платье получится, как из Парижа». Уже через год вчерашняя моделистка откроет собственное ателье в Тупом Хлыновском переулке (ныне Большая Никитская).

Надежда Ламанова
Надежда Ламанова

Ламанова никогда не делала эскизов. Она не умела рисовать. Поэтому создавала свои платья без выкроек, способом наколки — драпировала и подкалывала ткань методом «от кутюр», то есть непосредственно на теле заказчиц. Примерки были мучительно долгими и нередко заканчивались обмороком «моделей». На этот случай под рукой дотошного модельера всегда был нашатырный спирт. За глаза Ламанову называли диктатором. Впрочем, она не реагировала на критику и не терпела советов. Тем более, результат всегда превосходил ожидания, и слава о Ламановой как о «модельере с огромным вкусом» распространилась по всей Москве. За четыре года число работниц ателье увеличилось с 11 до 38. А обшиваться в нём стали не только купчихи, но и аристократки.

В конце 1890‑х годов Надежда вышла замуж за начинающего юриста Андрея Каютова. Увлеченный театром Каютов ввел жену в артистические круги. И теперь среди клиентов ателье всё чаще стали замечать представительниц богемы. Не устоял даже Константин Станиславский! Режиссер Московского Художест­венного Театра (МХТ) предложил Ламановой сотрудничество, которое продлилось до конца ее дней.

Придворный модельер

В 1902 году Ламанова приняла участие в Первой Международной выставке исторических и современных костюмов в Петербурге. Через 6 лет на Большой Дмитровке открылось новое ателье мадам Ламановой, штат работниц которого насчитывал уже 300 человек, а ежегодный доход достигал 300 тысяч рублей в год. Ламанова приобрела квартиру в Париже, где ежегодно закупала бархат, тюль, муар, атлас, шелковый креп на полмиллиона рублей. У нее одевались известнейшие женщины России: актрисы театра Ольга Книппер-Чехова, Мария Ермолова, звезда немого кино Вера Холодная, балерина Анна Павлова, а также особы императорской фамилии. А в 1904 году она стала «Поста­в­щиком Двора Ея Императорского Величества Александры Федо­ровны». В 1908 году на Тверском бульваре Ламанова открыла Дом мод (сейчас там находится Информационное агентство России — ТАСС).

Актриса  МХТ Ольга Книппер-Чехова в платье Ламановой для роли Раневской в постановке «Вишневого сада» (1904 год). Костюмы к спектаклю так понравились царской чете, что моделистке было разрешено продолжать работать и для импера­тор­­ского двора, и для театра.
Николай Ульянов. Портрет Ольги Книппер-Чеховой (1904)
Актриса МХТ Ольга Книппер-Чехова в платье Ламановой для роли Раневской в постановке «Вишневого сада» (1904 год). Костюмы к спектаклю так понравились царской чете, что моделистке было разрешено продолжать работать и для импера­тор­­ского двора, и для театра. Николай Ульянов. Портрет Ольги Книппер-Чеховой (1904)

Имея статус поставщика императорского двора и в то же время продолжая работать в театре, Ламанова, безусловно, рисковала репутацией. Высокородным клиентам такое «соседство» могло прийтись не по вкусу. Но созданные Ламановой костюмы к спек­таклю «Вишневый сад» настолько понравились коронованным особам, что она тут же получила высочайшее разрешение продолжать работать для театра, который искренне любила. Как и всё, что связано с творчеством. Среди друзей Ламановой были художники Валентин Серов, Игорь Грабарь, писатели Максим Горький, а позднее Валентин Пикуль. Француз­ский художник-модельер Поль Пуаре устраивал в ее доме показы и читал лекции о моде. Ламанова первой поддержала его идею отказа от корсета и с середины 1900‑х годов начала создавать легкие платья простого покроя в античном стиле. Сотрудни­чество двух модельеров помогло возродить тунику «`a la russe» — тонкую рубашку, отделанную мехом, популярную в Европе в начале XIX века.

Пальто из одеяла, бусы из хлеба

Надежда Ламанова стала единственным модельером, не покинувшим Россию после Октябрьской революции 1917 года. Большевики лишили ее ателье, они с мужем переселилась в обычную квартиру, которая после уплотнения стала коммунальной. «Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей», — писала в своем дневнике Надежда.

В октябре 1919 года по подозрению в контрреволюционной деятельности вместе с мужем Ламанова оказалась в Бутырской тюрьме, но через три месяца супруги вновь были на свободе. По одной из версий, семье помог старый друг — Максим Горький. Так или иначе, но, профессионал до мозга костей, Ламанова и в новой реальности продолжала заниматься любимым делом. Шить в разоренной потрясениями России можно было только из солдатского сукна, бумазеи, полотенец и одеял, которые шли на пальто. На барахолках приходилось отыскивать скатерти и полотенца с вышивкой, перламутровые пуговицы, остатки бус и кружев. Из этого модельер создавала театральные костюмы и одевала актеров первых советских фильмов: «Цирк», «Александр Невский», «Иван Грозный». В 1921 году зрители пришли в восторг от вечерних туалетов вахтанговской «Принцессы Турандот», не подозревая, что сшиты они были из портьер.

Автором нарядов Любови Орловой в роли звезды цирка Марион Диксон была Надежда Ламанова.
Кадр из фильма «Цирк» (1936)
Автором нарядов Любови Орловой в роли звезды цирка Марион Диксон была Надежда Ламанова. Кадр из фильма «Цирк» (1936)

В 1925 году Ламанова в соавторстве с молодым скульптором Верой Мухиной выпустила альбом «Искусство в быту», где представила модели повседневной одеж­ды, а также создала коллекцию для Всемирной выставки в Париже. Саму Ламанову в Париж не пустили, но ее платья-рубашки, сшитые из холста и льна и дополненные фурнитурой из соломы, бечевки, ракушек, дерева удостоились Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Члены жюри так и не поняли, что бусы, украшавшие платья, были сделаны из хлебного мякиша. Уже после дефиле на подиуме парижане имели возможность лицезреть модели Ламановой прямо на улицах своей столицы. Одетые в ее платья, с гордо поднятыми головами по парижской мостовой дефилировали две красавицы — Лиля Брик — муза Владимира Маяковского, и ее сестра, писательница Эльза Триоле.

Лиля Брик и Эльза Триоле в платьях Ламановой, созданных для парижской Всемирной выставки 1925 года.
Лиля Брик и Эльза Триоле в платьях Ламановой, созданных для парижской Всемирной выставки 1925 года.

Забытая Большим театром

А потом началась война. Осенью 1941 года Большой театр готовился к эвакуации. Работавшая там Надежда Ламанова ждала приглашения по почте, чтобы явиться в назначенный день. Так и не получив письма, 14 октября она с сестрой Марией Терейковской пришла к зданию театра, но оказалось, что коллектив уже уехал. И Ламанова поняла, что о ней просто забыли. Мария пыталась утешить сестру. В надежде, что на другой день приедут за другой партией эвакуирующихся, 15 октября они вновь отправились в театр. Проходя по Дмитровке, мимо амбулатории Большого театра, Ламанова попросила у сестры нашатырь, а потом упала и умерла, не дожив до 80 лет двух месяцев. Надежда Ламанова до старости носила шелковые чулки, туфли на шпильке, шляпку и перчатки, подобранные в тон к платью, и делала маникюр. Говорят, она знала, что оставит мир, когда закончатся ее любимые французские духи Coty. Когда она умерла, на дне флакона оставалось всего две капли.

Автор текста: Ирина Чертинова

Нет денег на модные наряды? Не беда. По кредитной карте VISA Альфа-Банка «100 дней без процентов» можно ежемесячно снимать без комиссии 50000 рублей наличными, оплачивать безналичные покупки и 100 дней не платить за это проценты.

...

Кстати, только по нашей ссылке для подписчиков бонус — стоимость первого года обслуживания всего 590 рублей вместо 1490 рублей! Вам достаточно просто заполнить анкету до конца и активировать карту.

-6

Заказать карту!

Интересные факты

Платья разлетелись по музеям

Каждый свой шедевр, декорированный вышивкой, тончайшим кружевом, стеклярусом и блестками, модельер Ламанова создавала в единственном экземпляре. Сегодня ее работы представлены в музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Эрмитаже, музее МХАТ и частных коллекциях.

Фрагмент отделки платья, принадлежавшего великой княгине Марии Романовой. Хранится в шведском Музее Сермланд. 
Фото: sokisamlingar.sormlandsmuseum.se
Фрагмент отделки платья, принадлежавшего великой княгине Марии Романовой. Хранится в шведском Музее Сермланд. Фото: sokisamlingar.sormlandsmuseum.se

«Мое дело придумывать, а не шить»

Однажды Мария Ермолова, назвав Ламанову тиранкой, сказала, что ходить к ней на примерки — сущее наказание. Та живо отреагировала: «Это правда. Я работаю над платьем, как живописец над портретом». Когда же актриса попросила Ламанову сшить ей платье лично, то получила в ответ: «Мое дело придумать платье. Всю остальную работу сделают подмастерья». На известном портрете Серова Мария Ермолова изображена в великолепном черном платье от Ламановой.

Валентин Серов. Портрет Марии Ермоловой (1905)
Валентин Серов. Портрет Марии Ермоловой (1905)

Читайте на нашем Дзен-канале:
«Кремлевский гламур: Сталин занашивал костюмы до дыр, трусы Хрущева было стыдно отдавать в стирку»

Одно из платьев Ламановой. Фото на обложку. lamanova.com
Одно из платьев Ламановой. Фото на обложку. lamanova.com