Найти в Дзене

Почему мы ностальгируем по 90-м?

Современная культура погружена в ностальгию по прошлому – эстетика 90-х захватила музыку, кино и моду. Всюду артефактов прошлого: VHS и аудиокассеты, дискотеки с музыкой группы «Руки вверх» и Валерия Меладзе, футболки с «Титаником»... 

Почему мы мечтаем вернуться в 90-е? Долгие годы они воспринимались негативно: разрушение привычной жизни для миллиона людей, безработица, инфляция, вездесущий криминал. Особенно контрастно эти годы выглядят на фоне экономически стабильных и спокойных 2000-х. Но именно фильмы 90-х собирают полные залы на ретроспективах, модные бренды повторяют свои коллекции этого периода, а музыканты делают карьеру, используя его эстетику (например, певица Луна).

По чему мы скучаем?

Ощущение свободы
После упавшего железного занавеса страну заполнило огромное количество иностранной музыки, кино и книг. Появляется целая плеяда не скованных строгими рамками творческих людей, которые создают новое искусство. Появляется журналистика, телевидение, новая литература, кино и музыка. Отсутствие какой-либо цензуры, открытые границы и пьянящее ощущение вседозволенности — это девяностые.

-2

Ощущение искренности
Почему так популярны фильтры, имитирующие пленочный фотоаппарат и зернистое качество VHS? Каждый кадр на пленочную мыльницу, полароид или видеокамеру с VHS стоил очень дорого. Мы не знали, как выглядим на фото и не делали десятки дублей ради идеального ракурса. Мы были искренне счастливы на тех пленках и хотим вернуть это ощущение.

-3

Ощущение новизны
Весь мир как будто пересобирался заново — даже в бытовых мелочах. Новые продукты, одежда, тамогочи, пейджеры. Сейчас мы утомлены контентом и бесконечной новой продукцией, но тогда, накануне XXI века, мир был полон открытий и будущее казалось прекрасным.

-4

Ностальгия позволяет воспроизвести события прошлого и переиграть их в комфортных условиях. А те, кто этого прошлого был лишен, получают уникальный опыт, иллюзию погружения во время, которое они или не помнят, либо вообще в нем не жили.

-5

Ведь если вы чувствуете неудовлетворенность в каких-либо аспектах жизни, очень легко создать для себя «Золотой век», в котором все было бы правильно. Как в фильме Вуди Аллена «Полночь в Париже», в котором главный герой попадает в идеальное по его мнению время «потерянного поколения», где встречает Фицджеральда, Дали, Хемингуэя и др. Но там он узнает, что его герои недовольны своим временем и, в свою очередь, мечтают вернуться в конец ХIX века.

Наше поколение в отличии от всех предыдущих имеет уникальную возможность воссоздавать объекты ностальгии – перевыпускаются тамагочи, ожерелье «Сердце океана», часы Сasio, проводятся дискотеки 90-х и т.д. Так, через воспроизведение артефактов прошлого, мы делаем его частью нашего настоящего.

А вы ностальгируете по 90-м? Узнаете ли предметы из иллюстраций?)

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!

Android | iOS

Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт