Последнее время слово "ценности" все чаще появляется при обсуждении организаций. Причем, часто в таком контексте, что "нам не нужны правила, нам нужны ценности". И когда диалог начинает протекать в таком ключе, люди делятся на лагеря: одни за правила, другие за ценности. А я сижу и наблюдаю за этим теряя остатки политкорректности. Ведь такой спор не только не имеет смысла, но и вреден.
Ценности и правила не подменяют друг друга, а дополняют. По сути, ценности - это те же правила. Просто они не столь конкретизированы, как регламенты. Регламенты - это рельсы, по которым движутся любые действия внутри компании и действия, которые связывают ее с внешним миром. Ценности - дорожная разметка. В рамках регламентов нельзя принимать самостоятельных решений. В рамках ценностной системы - можно, но они будут ограничены. Так же, как водитель может принимать решения о том, как вести себя внутри полосы движения, но не должен выезжать на встречку. Ценности как раз и хороши тем, что позволяют принимать однонаправленные решения.
Попытки внедрить ценностную систему без внедрения базовых правил, сравнимы с попыткой нанести дорожную разметку на сырую землю. То есть, маленький (совсем маленький) коллектив, сможет на них сориентироваться. Как если бы это была компания друзей, отправившаяся в поход: все на виду и сложно перепутать направление. Особенно когда вожак держит всех за руки. Но как только людей становится больше и тот, кто идет впереди, пропадет из вида - начнется хождение в самых разных направлениях.
Регламенты же не позволяют разбредаться. Они четко указывают, куда именно нужно двигаться. И не дают принимать самостоятельные решения.
Таким образом, ценностную систему имеет смысл внедрять только тогда, когда уже построен каркас организации. Когда люди знают, что каждый из них должен делать. Когда требуется обеспечить большую гибкость.
Кстати, рассказывать про ценности намного легче, чем про регламенты. Это можно делать намного эмоциональнее и зажигательнее. Ведь регламенты - это скучно. Это большое количество работы по описанию процессов, их анализу и согласованию. А про ценности можно просто говорить. С улыбкой. Ярко. Весело. Регламенты же ни у кого не вызовут взрыва эмоций и улыбок. Про ценности можно рассказывать не разбираясь в корпоративных процессах. Для того же, чтобы внедрить систему регламентов, в них нужно разбираться.
Написалось много букв. Так что, закончу на позитивной ноте. Я никогда не выступал против ценностных систем. Я за! Они реально работают. Конечно, когда выживают. Но работают только там, где уже есть выстроенная система. В других случаях, такое внедрение ее разрушает. А предприниматели ходят по рынку и клянут консультантов за некомпетентность. И обжегшись на молоке, начинают дуть на воду.
А в видео мы еще раз поговорим о мотивации, без которой тоже ничего хорошего для компании не будет: