Накануне даты 22 июня всегда вспоминается не только то, что последовало за этой датой. Но и то, что привело к этим последствиям. Когда я еще не умел читать, мой дедушка, Раитин Иван Прокопьевич, ветеран Великой Отечественной войны, орденоносец, читал мне вместо сказок...
Ну да, читал «Воспоминания и размышления» Г. К. Жукова. Дарили тогда ветеранам эту книгу. Дефицитную!
Сейчас, спустя почти полста лет, я до сих пор удивляюсь, вот откуда у «того шестилетнего мальчика» была тяга к этой книжке? Вернее, даже не так, к истории 1941 года. Именно начало той войны меня интересовало больше всего.
Вроде понятно, интересен был вопрос - «как так, готовились, готовились, а потом отходили аж до Москвы». Но вот что-то еще заставляет думать об этом. Что-то такое, я бы сказал, мистическое. С самого детства.
И вот сегодня я снова открываю еще советское издание «Воспоминаний и размышлений». Быстро нахожу нужную страницу (стр. 208, Издательство АПН, Москва 1971 год). Словно и не прошло с тех пор 49 лет, словно снова слышу голос дедушки…
Нужно сказать, что на должность начальника Генерального штаба Красной Армии генерал армии Жуков был назначен 14 января 1941 года постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) «О начальнике Генерального штаба и командующих войсками военных округов».
Назначен по решению тов. Сталина, по результатам командно-штабных игр, прошедших со 2 января 1941 года по 11 января 1941 года. Тогда были проведены две игры. В первой игре Жуков возглавил «синих» (т. е. немцев) и выиграл. Во второй игре он уже командовал «красными» (т. е. советскими войсками) и снова победил.
Как видим, тов. Сталин на высокие должности никого «просто так, за красивые глазки» (т. е. друганов, родственников и различных мелких «шестерок») не выдвигал. Только за конкретные результаты. А у тов. Жукова на тот момент за плечами была победоносная война против японских самураев на Халхин-голе.
Уж что-что, а в людях Иосиф Виссарионович Сталин разбираться умел.
Здесь, по глубокому убеждению Евгения Читинского, как нигде проявлялись задатки экстрасенсорных способностей Сталина. Как-никак он был Гением.
Злым или хорошим – на это историей уже давно дан ответ, который заключен в результатах его деятельности, и в том, какое наследство он оставил последующим поколениям. Не побоюсь этих слов. Нужно только видеть этот результат. У автора есть несколько статей по конкретным результатам отдельно взятого 1941 года, и последствиям, которые эти результаты принесли для СССР. Ссылки будут даны в конце статьи.
Ну, а пока переносимся в то время, когда Георгий Константинович стал вникать в суть проблем Генерального штаба Красной Армии и её подготовки к отражению любой агрессии. Понятно, немецкой.
Итак, читаю:
«Разбираясь в оперативно-стратегических вопросах, я пришел к выводу, что в обороне такой гигантской страны, как наша имеется ряд существенных недостатков. Такого же мнения были и основные руководящие работники Генерального штаба, которые сообщали, что и мои предшественники на этом посту не раз высказывались в таком же плане».
То есть не надо было быть каким-то военным гением, чтобы прийти к таким выводам. Достаточно просто быть вполне квалифицированным военном специалистом. Так, несколько человек руководящего состава генштаба говорят об одном и том же. Явно беспокоятся. Им, как спецам, ЭТО видно.
Но не забываем, что мне дедушка читал книгу 1971 года издания. Самый, что ни на есть, рассвет социализма и идей марксизма-ленинизма. И тем не менее, про недостатки в своей книге Георгий Константинович умудрился написать...
Правда, пока не понятно, в чем конкретно они выражаются по мнению начальника Генерального штаба РККА. Поэтому читаем дальше. Но понимаем, что Г. К. Жуков писал с оглядкой на цензуру, или, как сейчас бы сказали, «политкорректно».
Но… Кое-что у нас есть. В мемуарах Г. К. Жукова.
Отматываем чуть назад. После командно-штабных учений в январе 1941 года по их итогам было проведено совещание, которое Жуков в своих мемуарах назвал «разбором недостатков и положительных моментов участников этой игры», на котором, в присутствии тов. Сталина, он высказал свое мнение, анализируя главные ошибки «красных» при отражении удара «синих»:
« - По-моему, в Белоруссии укрепленные рубежи (УРы) строятся слишком близко к границе и они имею крайне невыгодную оперативную конфигурацию особенно в районе белостокского выступа. Это позволяет противнику ударить из района Бреста и Сувалки в тыл нашей белостокской группировки. Кроме того, из-за небольшой глубины УРы не могут долго продержаться, так как они насквозь простреливаются артиллерийским огнем. Считаю, что нужно было бы строить УРы где-то глубже.
- А на Украине УРы строятся правильно? – спросил Д.Г. Павлов, видимо недовольный тем, что я критикую его округ.
- Я не выбирал рубежей для строительства УРов на Украине, однако, полагаю, что там нужно было бы строить их дальше от границы.
- Укрепленные районы строятся по утвержденным планам Главного военного совета, а конкретно руководство строительством осуществляет заместитель наркома обороны маршал Б.М. Шапошников, - резко возразил К.Е. Ворошилов.
Поскольку началась полемика я прекратил выступление и сел на место».
Что мы здесь видим?
Видим то, что данный вопрос вызвал полемику. А на минутку, на этом совещании присутствовало руководство Наркомата обороны, Генерального штаба, командующие военными округами и их начальники штабов, сам лично тов. Сталин и члены Политбюро.
Тема укрепрайонов потому была так близка всем этим людям, что менее года тому назад они все это прочувствовали на «Линии Маннергейма». Образно говоря - на своей шкуре. Благо у финнов не было мощных подвижных резервов, чтобы контратаковать вклинившегося в цепочку ДОТов противника. Или все видели как легко обошли «Линию Мажино» немцы с севера вдоль берега моря, по территории Бельгии и через Ардены.
Цепочку наших укрепрайонов, особенно «Линию Сталина», обойти с флангов по берегам Черного и Балтийского моря было невозможно. Она протянулась, что называется, от моря и до моря цепочкой укрепрайонов, перекрыв все основные дороги и направления передвижения войск вторжения.
Ездить по лесам, болотам, крутым берегам рек и по бездорожью полей и оврагов, в которые упирались своими флангами укрепрайоны, грузовики и танки были как-то не очень приспособлены. Всё это высший командный состав РККА прекрасно понимал. Как и то, что «в России нету дорог, есть только направления», как сказал какой-то иностранный классик.
И понятное дело, что разменивать немецкую пехоту на русскую пехоту в лесных боях дураков не было.
Приходилось брать УРы штурмом в лоб. Дороги. Коммуникации. Железнодорожные узлы…
Оттого и разгорелась полемика. Оттого Ворошилов и осадил ретивого Жукова, да так, что он сразу же сел на место, очевидно, поняв, КТО за этим решением стоит. От того и разгорелась дискуссия между военными спецами и партийной верхушкой.
Это же вечный спор. Что главнее, политика или военная стратегия?
Так что другого и быть не могло, потому и спорили, потому Сталин и не реагировал. Он решение уже принял. Политическое!
Ну, а компетентные в военном деле люди сразу видели, в чем сила Укрепрайонов и в чем их недостаток.
Если коротко - в «полевом заполнении».
Доказательства в ссылках.
Продолжение следует. А заодно даю возможность моим читателям ознакомиться с доказательствами.
Поклонникам культового сериала "Lost" ("Остаться в живых"), читайте на Яндекс-дзене, на моем втором канале, книгу Евгения Читинского "Похищенные инопланетянами: Попаданцы - выжить вместе". Это русский вариант выживания группы людей на таинственном острове.
Ссылки на статьи:
Полоцкий УР. Как один трофейный танк помешал "папаше Готу"..
"Линия Сталина" и клиповое мышление.
Еще интересные статьи:
Европейские трофеи немцев. Что напугало союзников больше всего?
Цусима. Витгефт круче Рожественского. Факт!
Бой крейсера "Варяга". Взглянем с другой стороны. Потери японцев.
: