Найти тему
БизнесДром

И малым, и крупным

Оглавление

О том, как развиваются рынки банковских гарантий и поручительств гарантийных фондов

Павел Самиев,  генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам
Павел Самиев, генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам

Гарантийный рынок разделяется на два больших сегмента — гарантии, выдаваемые банками бизнесу для осуществления внешнеэкономических сделок и обеспечения контрактов, и сегмент поручительств гарантийных организаций и институтов развития для получения банковских кредитов при недостатке залогового обеспечения. Оба эти сегмента крайне важны для реального сектора в кризис — первый позволяет продолжать контрактную деятельность, строительство, а второй — кредитоваться малому бизнесу даже при неблагоприятной конъюнктуре и ужесточении требований к заемщикам. Оба эти рынка нуждаются в поддержке в кризис.

НА ГРАНИ КАПИТАЛА: КАКИЕ МЕРЫ НУЖНЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МСП

Предприниматели попали в трудное положение: приостановка бизнеса, снижение спроса на их продукцию и уровня доходов. В связи с ухудшением финансового положения малый бизнес все чаще получает отказ в предоставлении кредитования. Малый и средний бизнес всегда был для банков высокорискованным сегментом: уровень просроченной задолженности МСП на 1 апреля 2020 года — 11,7%, что выше, чем у физлиц (4,2%) и крупного бизнеса (6,1%), поэтому и процентные ставки по кредитам для МСП соответствующие. Для банков это слишком высокий показатель, более того, зачастую у предпринимателей нет достаточного залогового обеспечения. Поэтому в последнее время активно развивается и набирает популярность среди предпринимателей поддержка региональными гарантийными организациями (РГО). Интерес регионального бизнеса к гарантийной поддержке в 2020 году заметно превышает прошлогодний. Даже не имея в наличии достаточного залогового обеспечения, предприниматели могут воспользоваться кредитной поддержкой в разных объемах. Для расширения форм гарантийной поддержки МСП на федеральном уровне и в отдельных регионах запущены программы по лизинговым, микрофинансовым и факторинговым операциям. Многие гарантийные фонды и банки-партнеры, предоставляющие гарантии, уже принимают заявки и предоставляют решение онлайн.

В 2019 году объем выданных РГО поручительств составил 53,1 млрд рублей (на 10,5% выше, чем в 2018 году), в то время как гарантийный капитал 85 РГО на 1 октября 2019 года — 52,1 млрд рублей. Под эти МСП удалось привлечь почти 137 млрд рублей, однако по-прежнему доля кредитов, выданных с гарантийной поддержкой, в общих кредитах МСП не превышает 2-3% в среднем по стране, а в большинстве регионов ниже. Для того чтобы оказывать хоть какое-то существенное влияние на рынок, гарантийная система должна занимать на нем не менее 10%, а это требует докапитализации региональных фондов в несколько раз. «Но одной докапитализацией проблемы с расширением поддержки не решить: расчеты у РГО формируются на основе гарантийного капитала: доход РГО формируется за счет размещения временно свободных средств и стоимости поручительств, но его едва хватает на покрытие убыточности на уровне 5-6%, при том что просроченная задолженность МСП в Москве составляет 12%. В сложившихся условиях РГО стараются выдавать поручительства наиболее надежным в финансовом отношении заемщикам, чтобы держать выплаты на самом низком уровне и не уйти в минус. В кризисной ситуации риск непредсказуемого нарастания выплат весьма велик. Выход из ситуации видится в применении международного опыта с субсидированием выплат, без этого масштабировать систему будет сложно», — считает Антон Купринов, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. К сожалению, снижает эффективность господдержки и то, что возможный способ наращивания гарантийного портфеля — прямое субсидирование выплат при наступлении гарантийного случая (убытка) — может привести к предвзятым вопросам в адрес гарантийных организаций при проверке контролирующими органами. Гарантийные организации стран Евросоюза, США, Азии работают в различных формах — агентства, банки, союзы и прочие организации, но в ключевые принципы их работы заложен механизм именно субсидирования выплат со стороны государства: один или несколько раз в год они заполняют «ведомость», и им перечисляют компенсацию. Это позволяет гарантийным организациям принимать на себя больший риск по кредитам МСП и тем самым предоставлять доступ к кредитам более широкому кругу заемщиков. В России к такому механизму рынок относится скептически, однако в этом году эксперимент начинается в Корпорации МСП.

По национальному проекту РГО должна быть в каждом регионе, однако небольшие фонды сталкиваются с трудностями: маленький капитал фонды не могут разместить на бирже под хорошую ставку. Получается, что они находятся «меж двух огней»: высокую ставку не снизить и не отдать свои деньги под высокую ставку. Вместо того чтобы направить средства на выдачи, фонды их сохраняют для покрытия минимальных убытков. В результате РГО «фильтруют» выдачи и де-факто работают в максимально безубыточном сегменте кредитования, что вызывает недовольство рынка, недовольство партнеров. Фонды готовы выдавать больше, но для этого должна быть сформирована система возмещения убытков. В настоящий момент гарантийные организации выдают мало поручительств, банки не видят добавленной стоимости в сотрудничестве с фондами. Чтобы система росла и развивалась, нужны прозрачный и понятный механизм компенсации потерь, а также вовлечение в решение проблемы крупных федеральных игроков, таких как Корпорация МСП.

РЫНОК ДОЛЖЕН СОХРАНИТЬСЯ: ВАЖНО НЕ ДОПУСТИТЬ СНИЖЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ ГАРАНТИЙ

Другой механизм гарантирования — предоставление банковских гарантий по контрактам. В 2018 году было выдано около 700 тыс. банковских гарантий. С 1 июля 2018 года информация, заносимая в реестр банковских гарантий, не публикуется в открытом доступе в ЕИС, к ней имеют доступ только заказчики и представители банков. По данным анкетирования «Эксперт РА», в 2019 году совокупный портфель гарантий, выданных топ-100 российских банков по объему активов, достиг 6,4 трлн рублей (на 14% выше, чем в 2018 году). Для банков этот сегмент привлекателен, они готовы работать с предпринимателями, поскольку уровень дефолтности по гарантиям значительно ниже (около 0,4%) по сравнению с кредитованием. Конечно, на рынке были примеры банков, которые получили серьезный объем «раскрывшихся» гарантий и соответствующие убытки. Были даже примеры принудительного ухода с рынка банков как раз из-за драматически высокого масштаба предъявленных претензий по гарантиям — несовместимого с существованием банка (например, кейс ОФК банка). Но в этих случаях речь шла скорее о фроде, злоупотреблениях, чем о принятии избыточных рисков с рынка. При качественном скоринге результаты банков на этом сегменте выглядят очень хорошо — это относится и к небольшим, и к крупным игрокам.

В прошлом году для выдачи гарантий банк должен был иметь кредитный рейтинг не ниже уровня «В-» и не менее 300 млн рублей капитала, с 1 января 2020 года требование стало жестче на один уровень: теперь планка отсечения рейтинг — «В». По состоянию на середину мая 2020 года, согласно перечню Министерства финансов РФ, таких банков 187, хотя годом ранее их было 207. Однако требования к уровню рейтинга в следующем году станут еще жестче на одну ступень (с 1 января 2021 года — «В+», обсуждалась идея и дальнейшего повышения — с 2022 года до «ruBB-», но пока это изменение не утверждено). Новое повышение планки рейтингового отсечения может стать ограничивающим фактором для многих банков, причем уже обладающих приемлемой для работы в этом сегменте кредитоспособностью (как раз с уровнем рейтингов «В»).

Несмотря на это, рынок банковских гарантий все еще остается конкурентным, доля госбанков за последние три года даже снизилась на 10 п.п., до 65%, хотя доля крупных участников рынка растет. Даже в условиях пандемии рынок продолжает развиваться, заключаются новые контракты, под которые выдаются гарантии. Для дальнейшего развития также необходимо совершенствование системы госзакупок, в том числе доработка механизмов функционирования единой информационной системы (ЕИС), полноценный переход на электронный документооборот на всех этапах заключения и исполнения контрактов. Более того, структурированный формат банковской гарантии для госзакупок позволит сократить число отказов в ее принятии со стороны заказчиков.