Найти тему

На берегах Невы. Часть 5. Деревянные храмы в устье Мойки

На левом берегу Невы на окраине посёлка Павлово рядом с устьем реки Мойки находится храмовый комплекс единоверческой общины старообрядцев. Все сооружения деревянные, построены на рубеже XX – XXI веков в традициях деревянной церковной архитектуры русского севера. Самый большой храм Сергия Радонежского украшен резьбой по дереву. Церковь поменьше освящена в честь священномучеников-единоверцев Симона Охтенского и Андрея Уфимского. Рядом с ней стоит самая старая постройка – часовня Тихвинской иконы Божией Матери. Её название напоминает о том, что до войны тут стояла каменная Тихвинская церковь, уничтоженная в ходе жестоких боёв 1941-1944 годов. При храмах имеется звонница и хозяйственные постройки.

Церковь Сергия Радонежского
Церковь Сергия Радонежского
Церковь Сергия Радонежского
Церковь Сергия Радонежского
Церковь Сергия Радонежского
Церковь Сергия Радонежского
Тихвинская часовня и церковь Симона Охтенского и Андрея Уфимского
Тихвинская часовня и церковь Симона Охтенского и Андрея Уфимского
Звонница
Звонница

Несколько слов о том, кто такие старообрядцы и единоверцы. В 1650-х годах при царе Алексее Михайловиче (втором царе из рода Романовых) московский патриарх Никон начал церковную реформу. Целью реформы была унификация русских церковных обрядов с греческими, которые считались эталонными. Наиболее известное изменение сводилось к тому, что отныне креститься следовало тремя перстами, а не двумя, как издревле было принято на Руси (переход от «двоеперстия» к «троеперстию»). Реформа была поддержана царём, но была отвергнута многими верующими, как знатью, так и простонародьем. Этих людей стали называть староверами или старообрядцами и начали преследовать. Начался раскол. И сторонники реформы, и старообрядцы считали друг друга вероотступниками.

На известной картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» изображён эпизод борьбы со старообрядцами – ссылка фанатичной староверки боярыни Морозовой в монастырь. Боярыня подняла вверх два перста – символ «двоеперстия».

Картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»
Картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»

Старообрядческая церковь разделилась на несколько течений. Одно из них – единоверчество. Единоверцы привержены дореформенным обрядам, но при этом признают верховенство московского патриарха.

Моя предыдущая статья о достопримечательностях на берегах Невы здесь.