Мы продолжаем серию статей о криптовалютах, которые не могут заменить фиатные деньги. В первой статье рассказали, почему Биткоин и Эфириум всё ещё не стали глобальной цифровой наличностью, а также почему анонимным монетам не дадут ею стать. Во второй статье провели классификацию и отбраковали два типа токенов — служебные (utility) и инвестиционные (security и equity). Теперь перейдём к третьему типу — токенам-активам. Они по-своему привлекательны, но тоже вряд ли годятся как альтернативное платёжное средство.
Что собой представляют токены-активы
Токены-активы (asset tokens) — внутренняя валюта криптопроекта, имеющего реальные активы, которые обеспечивают ценность выпущенным расчётным единицам. Их ещё называют токенами, обеспеченными активами, или иногда токенизированными активами. Чтобы их выпустить и так классифицировать, необходим запас чего-то ценного и желательно ликвидного. Как правило, в качестве обеспечения выступают биржевые товары или производимая продукция. Можно токенизировать услугу, но тогда такие токены будут считаться служебными, потому что услуга — это не актив, который может сменить собственника.
Токены-активы создаются с помощью смарт-контракта на сторонней блокчейн-платформе, например, в Эфириуме. В смарт-контракте прописывается условие: допустим, каждый токен равен одной единице актива, соответственно, токенов ровно столько, сколько имеется единиц актива. Однако соотношение не обязательно должно быть 1 к 1. Всё зависит от рыночной цены за единицу актива: если она слишком высокая, то каждой единице может соответствовать 10, 100, 1000 или любое удобное число токенов. Единицей измерения может быть как штука, так и метр, килограмм, литр, что угодно.
Чем токены-активы отличаются от инвестиционных
В прошлый раз мы объединили токены security и equity типов, назвав их инвестиционными. Так было проще вычеркнуть их из списка претендентов на звание цифровая наличность будущего. Теперь пора разобраться в нюансах, потому что они похожи между собой и одновременно на токены-активы.
В рунете пока ещё не устоялись русскоязычные значения терминов security-токен и equity-токен. Каждое СМИ пишет по-своему, некоторые считают их единым типом и обозначают как токен-ценная бумага. Security в финансовой тематике переводится как «ценная бумага». Некоторые называют их токенами-акциями, хотя «акциям» соответствует значение stock и share. Вот только в англоязычном мире нет таких определений, как stock token или share token. Видимо, потому что акция — это тип ценной бумаги, а значит, security включает в себя stock/share. Equity порой тоже переводится как «акция», хотя в криптовалютной тематике этому слову больше подходят: право справедливости, право доли, капиталовложение, долевая собственность.
Итого имеем два часто употребляемых обозначения в русском и два в английском языке. Причём наши соотечественники их используют как взаимозаменяемые синонимы, иногда в отношении одного целого, то есть не считают security и equity разными типами. Так поступают не только у нас — зарубежные журналисты тоже путают между собой эти токены или сводят в единый тип, а общее название выбирают по своему усмотрению. Надеемся, филологи и лингвисты в скором времени разберутся в этом вопросе, а пока продолжим использовать наполовину оригинальные словосочетания.
Разница между токенами типов asset и security заключается в цели и объекте эмиссии:
- Токенизация — это когда коммерческая компания, желательно давно работающая и добившаяся успеха, оцифровывает свои товары или активы, помещая их в блокчейн. Для неё это способ расширить сферу влияния и охватить новую аудиторию, показав прозрачность бизнеса. Для покупателей это возможность владеть продукцией без необходимости хранить её у себя или транспортировать.
- Секьюритизация — это когда компания выпускает акции для привлечения финансирования и гарантирует дивиденды по ним. Но в криптосекторе под этим процессом понимают выпуск токенов криптостартапами, которые гарантируют их держателям получение прибыли. Стартаперы даже придумали свою аббревиатуру — STO, чтобы провести аналогию с IPO, ведь security-токены аналогичны акциям с выплатой дивидендов. Для криптопроекта это способ получить инвестиции на развитие. Для инвесторов это гарантия будущей прибыли, которую они не получают после участия в IEO и ICO.
Разница между токенами типов asset и equity заключается в правах:
- Компания, выпустившая asset-токены, не зависит от их держателей и не должна советоваться с ними насчёт изменений. Она может даже заменить один актив другим, равноценным и похожим, не спрашивая разрешение. Владельцы таких токенов отдалённо напоминают миноритарных акционеров, не получающих дивиденды и не принимающих решения.
- Криптостартап, распределивший equity-токены, становится зависимым от их держателей. Любые планы по изменению и улучшению проекта руководители должны выносить на голосование и реализовывать их в соответствии с решением большинства. Чтобы обозначить разницу, стартаперы для уточнения придумали аббревиатуру ETO, хотя технически оно не отличается от STO, IEO, ICO. Владельцы токенов не получают гарантию на определённую прибыль, но при желании и возможности вправе монетизировать интеллектуальную собственность.
Как правило, эмитенты токенов-активов не попадают в поле зрения финансовых регуляторов, потому что не обещают держателям получение прибыли или владение долей в компании.
Токены-активы возвращают нас к бартерным отношениям
Описанные условия делают такую криптовалюту неподходящей в качестве платёжного средства. Суть токенов-активов сводится к получению выгоды эмитентом, а преимущества владения токенами для держателей не слишком очевидны. Так получается потому, что под видом активов компании часто токенизируют свои товары. Многие из них не пользуются спросом даже на внутренних рынках, не говоря уже о глобальном. Другое дело, когда токенизируются более ликвидные активы:
- биржевые товары;
- недвижимость;
- драгоценные камни;
- строительные и горюче-смазочные материалы.
Но даже в их случае сложно представить, что токен может использоваться для оплаты реальных товаров и услуг других поставщиков. Выходит же, что в товарно-денежные отношения вступает ещё один товар, что удлиняет цепочку. Потребителям придётся за фиатные деньги купить токенизированный товар, а потом за него купить другой товар, то есть обменять один товар на другой. Если в будущем из этой цепочки исключить фиат, то останутся только токенизированный товар в обмен на реальный товар. Да это же бартер, при котором не нужны деньги!
В теории это выглядит не заменой фиата цифровой наличностью, а устранением любых денег как средства платежа. Подобная революция маловероятна хотя бы потому, что люди уже не представляют свою жизнь без денег в любой форме. Здесь нужен плавный переход через что-то хорошо знакомое, например, стейблкоины.
Вот мы и подобрались к криптовалютам, которые способны и уже начали угрожать фиатным валютам. Заранее внесём ясность: стейблкоины пока считаются подтипом токенов-активов, потому что с финансово-технологической стороны это токены, обеспеченные активом, только очень ликвидным и со стабильной рыночной ценой. Под определение такого актива попадает как раз фиат. Почему стейблкоины стали обособленными криптовалютами и как они собираются соперничать с фиатными деньгами, мы разберём в следующей серии уже обнадёживающих статей. А пессимистическую серию можно считать завершённой.
Источник: Polyx.net