Георгий Победоносец (Святой Георгий, Георгий Каппадокийский) является одним из наиболее известных и почитаемых святых в христианском мире. Но, куда более интересным является тот факт, что покровитель Англии родился в Турции от палестинской матери. Мало того, его миф также тесно связан с загадочными духовными традициями в исламе и культами древней Месопотамии.
Ранние годы
Детали жизни Святого Георгия почти полностью затерялись во времени. Согласно тому, что осталось от ранних текстов, он родился в Каппадокии, области, которая является частью современной Турции, в конце 3-го века. Повзрослев, Георгий вступил в римскую армию, но христианская вера сделала его мишенью во время массового преследования христиан в 303 году нашей эры.
Не желая отказываться от своей религии, Георгий был казнен путем обезглавливания 23 апреля того же года. Согласно одному довольно надуманному варианту этой истории, будущий святой подвергался изнурительным пыткам в течение семи долгих лет. Его растягивали, бросали в кипящую воду, подвешивали над огнем, ломали кости молотом.
После смерти мученика, его стали почитать повсеместно, и к 494 году н.э. папа Геласий I назвал его одним из святых, "чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи действия известны только Богу". Но истинное значение Святого Георгия, как для английской, так и для других культур, заключается в легенде, а не в деталях жизни самого человека.
Миф о Святом Георгии
Наряду с почитанием христианскими верующими и паломниками, святой Георгий прославился еще и как воин, став вдохновляющей фигурой для крестоносцев. Крестоносцы якобы видели лик Георгия, когда сражались против турок в битве при Антиохии в 1098 году. Знаменитая история про святого Георгия и Дракона возникла в том же столетии и в конечном итоге вошла в мировое сознание благодаря писанию XIII века под названием "Золотая легенда" Якоба да Варагина, архиепископа Генуэзского.
Сказка изображает Святого Георгия как странствующего рыцаря, который, путешествуя по Ливии, сталкивается с городом, который терроризирует дракон. Чтобы удовлетворить голод чудовища, жители города приносят своих граждан в жертву. К счастью для них, на горизонте появился Святой Георгий, который одной левой побеждает дракона, а в знак благодарности просит местное население обратиться в христианство.
Древний архетип
И хотя сегодня история победы над драконом (змеем) прочно закрепилась за Георгием, по сути она является архитипичным представлением борьбы добра со злом. Как объяснил еще в 1888 году выдающийся историк Э.А. Уоллис Бадж, "я сомневаюсь, что большая часть всей истории Святого Георгия – это нечто большее, чем одна из бесчисленных версий старой как мир истории конфликта между Светом и Тьмой".
На самом деле, впервые с легендой об убийстве дракона изначально был связан другой святой –Теодор Тиро. Кроме того, ученые указывают на ряд историй которые были приписаны Святому Георгию, но к которым он не имеет никакого отношения. Одна из самых интересных – история исламского мудреца Аль-Хидра. В исламе Аль-Хидр почитается как пророк, посланник, архетипический мудрец и опять же – убийца драконов, а в Турции и Сирии его образ был объединен с фигурой Святого Георгия.
Древний месопотамский бог, известный как Таммуз (или Думузид), является еще одной фигурой, которая была связана со святым Георгием. Тема смерти и воскресения в легенде о Таммузе уподоблена пыткам, смерти и повторным воскресениям Георгия, описанным в более диковинных версиях истории святого. Возможно ли, что Аль-Хид, мистический суфийский учитель, Таммуз, месопотамский бог и Святой Георгий, святой покровитель-христианин, представляют три разные версии одного и того же мифа в разных мифологических обличьях?
По одной из версий, после смерти Георгия, культ святого (как это часто случалось с христианскими святыми), был выдвинут в противовес языческому культу Диониса. Так, на месте прежних святилищ Диониса возводились христианские храмы, а сам день Георгия стал отмечаться в дни дионисий.