Часть Десятая
Вот мы и подобрались к последней песне альбома , признаюсь честно для меня это новый формат в котором последовательно разбирается каждая песня ( ее особенности , история , звучание и тд ) , поэтому эта рубрика будет развиваться дальше и не раз радовать читателей канала.
И сегодня на разборе песня «When The Levee Breaks».
Стоит сказать , что данная композиция не является полностью творением группы , так как данная песня была написана в стиле блюз и дельта-блюз Канзас Джо Маккоем и Мемфисом Минни , посвящённая Великому наводнению на Миссисипи 1927 года. В тот год более 13 тысяч жителей города Гринвилл в штате Миссисипи спешно перебрались к соседней дамбе, не разрушенной наводнением. Ужасы перед её возможным разрушением описан в строках «I works on the levee, mama both night and day, I works so hard, to keep the water away… I’s a mean old levee, cause me to weep and moan, gonna leave my baby, and my happy home»
Однако , наибольшую известность песня получила в интерпретации Led Zeppelin. Композиция была взята за основу и значительно переработана , и даже улучшена. Группа не стала сильно менять лирику и тематику песни , так как тексты очень сильно впечатлили Роберта Планта.
Основной характеристикой версии Led Zeppelin является оглушающее звучание ударных Джона Бонэма, которые были записаны в подвальном помещении (так, что микрофоны для достижения пространственного эффекта были размещены Пэйджем на лестнице). Благодаря впечатляюей работе Бонэма и Пейджа была отлично передана мощь и разрушительная сила наводнения , за счёт тяжёлого гитарного звука и ударных, а завывание гармоники и мощное вокальное исполнение Роберта Планта ещё сильнее усилило этот эффект.
Джимми Пейдж записал губную гармошку Планта используя эффект, известный как «опережающее эхо». Вся запись после завершения работы была намеренно замедлена и обработана дополнительными эффектами. В результате этого вокал Планта оказался немного смещён в тональности, что усилило эффект размытости звука в песне.
В различных интервью , например журналу «Uncut» в 2008 году Пейдж говорил, что многочисленные эффекты придали песне эффект некоего «водоворота», когда сверхплотное звучание начинает вращаться с ускорением вокруг <голоса> Роберта в самом центре».
В другом интервью он же называл «When The Levee Breaks» «примером… возможно, самой тонкой продюсерской работы ( в альбоме ) , потому что каждый из 12 тактов несёт в себе что-то новое по сравнению с предыдущим, хоть может быть, сразу это и не бросается в глаза».
Одним из запоминающихся моментов Пейджа во время записи композиции , были непростые отношения со звукоинженером и продюсером Глином Джонсоном , который пытался во все песни группы внести исключительно своё видение и звучание , как говорил Пейдж : «Один из моих любимых миксов — финал When The Levee Breaks, где все приходит в движение, кроме вокала, который остается неподвижным. Расскажу смешную историю об этой песне. Энди Джонс работал со мной над этим миксом, и когда мы закончили его, Глин, старший брат Энди, вошёл <в студию>. Мы были возбуждены: «Ты должен это послушать!». Глин послушал и сказал: «Хммм. Вы никогда не сможете это записать. Не сработает». И ушёл. Глин снова оказался не прав. Позже, наверное, весь изошёл завистью»
When the Levee Breaks» была единственной песней с альбома, которая не была ремикширована в Англии , так как американский вариант Пэйдж посчитал «катастрофическим» и по возвращении домой его полностью переработал. На пластинке этот трек один единственный из всех представлен в своём изначальном варианте.
Стоит сказать , что исполнялась на концертах она редко , Из-за обилия студийных эффектов исполнять песню на было очень непросто. Группа исполнила её лишь несколько раз, а именно , на раннем этапе своего американского турне 1975 года.