Лет десять назад в бытность моей работы на заводе сидели мы с коллегами в нашем уютном кабинетике и зашел у нас в частности разговор о волках. И вот мой коллега Иван Иваныч – добродушный мужик лет пятидесяти, известный балагур и гиперболист, между прочим рассказывает такую историю:
- Я еще в школе учился тогда, в нашем районе было (Иван Иваныч происходил из одного глухого района Мордовской республики). В соседней деревне шла учительница зимой по лесной дороге и, понимаешь, волки сьели. Одни только туфельки остались.
Тут я задумался:
- Иван Иваныч, а вы читали Виталия Бианки?
- Ну, конечно читал, «Лесная газета» - ее же все читали, по крайней мере мы, когда учились.
- Так вот, помимо «Лесной газеты» у Бианки есть еще много охотничьих рассказов – он был не только натуралистом, но еще и охотником. Среди прочих у него есть в этом цикле замечательный рассказ « Как дяденька Волов искал волков». Там командированный в деревню охотник при помощи местного школьника уничтожает волчий выводок. Есть там одно интересное место… Давайте найдем в интернете текст, я вам сейчас покажу.
Находим в интернете сам рассказ и читаем:
«И начал тут дяденька всякие истории рассказывать.
Перво всё про волков. Какой они ужасный вред приносят колхозам и государству. Что ни год, говорит, в нашей стране миллион голов скота через них недосчитывают — на двадцать миллионов рублей убытка. А что на людей волки бросаются, — это, говорит, больше бешеные. Ну, раненый волк если, тоже может кинуться. А так — нет. Здоровый волк человека боится. Со страху про него и люди сказки рассказывают. Куда, говорит, ни приедешь, всюду один рассказ:
— У нас в колхозе, правда, случаев не было. А вот из дальней деревни шла зимой учительница в город, в район, так ее — это уж верно! — волки съели. Утром едут колхозники, — глядь — на дороге одни каблучки лежат да косыночка.
Смешно мне стало: ведь и у нас в деревне точка в точку такие страхи рассказывали!»
- Смотрите, Иван Иваныч, рассказ написан в 1935 году, и уже тогда эта история была самой обычной, даже не охотничьей байкой, а скажем, сельской легендой.