Найти в Дзене
Марсель Македонский

Толкиен: Туда и Обратно (часть 1)

Оглавление
то самое кольцо
то самое кольцо

Добро пожаловать в Средиземье

Когда будущему крупнейшему английскому издателю Райнеру Ануину было всего 10 лет, и он подрабатывал у своего отца-издателя тем, что писал отзывы на прочитанные книги, Джон Рональд Роуэлл Толкиен создал повесть под названием "Хоббит". Эта рукопись поступила в издательство в числе прочих рядовых рукописей в 1935 году и почти сразу попала Райнеру в руки. Мальчик написал свой отзыв на эту сказку, который выглядел примерно так: "Бильбо Бэггинс был хоббитом и жил себе в своей норе без всяких приключений. Но как-то раз волшебник Гендальф вместе с гномами уговорил его отправиться с ними в поход. У Бильбо появилось много приключений. Он сражался с гоблинами и не раз оказывался в большой опасности. Наконец, они добрались до Одинокой горы. Смоук - дракон, который её охранял, - был убит, и только после этой страшной битвы хоббит смог вернуться домой. Он вернулся очень богатым". Райнер отметил, что книга понравилась не только ему, но и другим детям, успевшим её прочитать вместе с ним, и что её непременно нужно издать. И "Хоббита" издали. Так мир узнал о придуманном мире Толкиена Средиземье и смог по достоинству оценить одну из величайших сказок в истории европейской литературы, ставшей началом ещё более грандиозной и многослойной истории под названием "Властелин Колец".

Знакомство Ануина и Толкиена

Райнер Ануин смог лично познакомиться с Толкиеном лишь годы спустя, когда поступил на учёбу в Оксфорд. Создатель Средиземья и Колец всевластия служил в этом престижном университете одним из преподавателей. Будущий издатель и писатель-фэнтезист стали хорошими друзьями и часто проводили вечера за чашкой несладкого чая, обсуждая литературу и искусство. В 1951 году, когда Ануин, наконец, встал на отцовский путь и начал развивать собственное издательское дело, Джон Толкиен принёс ему рукопись "Властелин Колец". Произведение оказалось настолько большим и сложным, что нельзя было сходу решиться на его издание. Дело было рискованное и весьма затратное. Ануин долго колебался и не решался на риск, несмотря на дружеские отношения с автором. Однажды он даже посоветовался с отцом насчёт этого, что делал не так часто. И тот сказал мудрую вещь: "Если ты точно веришь в то, что это гениальная вещь, то смело можешь рисковать и потратить на издание тысячу фунтов". В итоге произведение было напечатано. Однако Райнер Ануин внёс в него одно существенное изменение. Он разделил изначально единое произведение на три части, превратив его в книжную трилогию. Толкиену это жутко не понравилось, однако он смирился. Все понимали, что "Властелин Колец" - очень длинное произведение. И что оно будет значительно лучше восприниматься, если его выпустить частями.

первые издания
первые издания

Питер Джексон и Средиземье

Известный кинематографист Питер Джексон познакомился с литературным наследием Джона Р. Р. Толкиена в возрасте 18 лет. Уже тогда будущий культовый режиссёр задумался о том, что было бы невероятно здорово, если бы по книгам Толкиена сняли фильмы. Однако шли годы, десятилетия, а этого никто не делал. Во второй половине 1990-х Питер Джексон устал ждать. Он решил сам снять кино. И ему это удалось. Съёмочная команда Джексона сумела детально воссоздать мир потрясающего творца фантазий Толкиена. В отличие от многих литературных и кинематографических вселенных, мир Толкиена прописан так, словно это реальный мир, а всё, что в нём происходит, - это как будто реально имевшие место исторические события. Этим и был в особенности интересен "Властелин Колец". Режиссёр прекрасно это понимал, он лучше кого бы то ни было знал материал, разбирался в нём, а потому сумел не только идеально перенести великолепное фэнтези с книжных страниц на экраны, но и придать ему дополнительную глубину и прелесть.

Невозможное стало возможным

Говорили, что это нельзя сделать: книга слишком большая, её мир безбрежен и глубок, что это большой риск. Но ведь примерно то же говорили, когда Фродо и Сэм уходили в Мордор! 11 октября 1999 года трилогию "Властелин Колец" запустили в производство после многомесячного подготовительного периода. Этот день считается первым съёмочным днём. Со всего мира в одно место съехались десятки актёров, чтобы принять участие в самом амбициозном, крупномасштабным и дорогом кинопроекте за всю историю. Никто до этого не снимал ничего похожего уровня. Питер Джексон решил бросить вызов всему, чему только можно, и выстоял!

съемочная команда
съемочная команда

Создание Средиземья

Безусловно, главным для фильмов стало создание сеттинга. Когда Питер Джексон и его соавтор Френсис Уолш писали сценарий, они воспользовались юбилейным английским изданием "Властелина Колец", в котором 50 иллюстраций Алана Ли очень хорошо, детально передавали внешний вид и даже в какой-то степени дух Средиземья. Режиссёр тогда сразу же решил пригласить художника для работы над фильмами. Но кроме него Джексон привлёк в проект личного иллюстратора Джона Р. Р. Толкиена - Джона Хоува. Работы этого художника, по словам постановщика, были похожи на застывшие кадры фильма. Питер Джексон был уверен, что, работая вместе, Ли и Хоув дадут грандиозный результат. И когда проходили поиски мест для съёмок Хоббитании, режиссёр брал их с собой. Втроём они объездили половину Новой Зеландии, прежде чем выбрали подходящие природные локации для фильмов.

Важно всё!

В Средиземье Толкиена встречаются как красивые, восхитительные места, так и страшные, мрачные. И последние важны не менее первых. Вообще локации в картинах Питера Джексона - это такие же полноправные действующие лица, как и главные герои. Без них не было бы истории. Обитель эльфов Ривенделл - одно из таких важных и удивительных мест. Создавая его, Алан Ли какое-то время отказался от офиса: он жил и работал прямо в лесу, где впоследствии были построены декорации эльфийского поселения. Художнику хотелось, чтобы все постройки выглядели органично, гармонировали с природой, чтобы не пришлось ничего менять в естественной среде. Ведь именно так поступили бы настоящие эльфы!

тот самый Ривенделл
тот самый Ривенделл

Колыбель Средиземья

Художники Джон Хоув и Алан Ли, несомненно, задавали тон. Однако подлинной колыбелью киношного Средиземья стала мастерская киностудии WETA, возглавляемая близким другом режиссёра трилогии Ричардом Тейлором. Ярчайший пример невероятно тщательного отношения WETA к работе - оружие и доспехи, что показаны в фильмах. Всё, абсолютно всё сделано вручную, с большим терпением, с изяществом и любовью. Когда читаешь книгу, возникает ощущение, что это не фэнтези, а историческое произведение. И это ощущение режиссёр стремился вложить в свои фильмы, в каждую из деталь.

Продолжение - тут.

Автор - Сергей Ермолаев

Редактор - Марсель Македонский